СИМФЕРОПОЛЬ, 19 сен — РИА Новости Крым, Алексей Гончаров. 20 сентября новый состав крымского парламента избирает главу республики. Почти все уверены: на второй срок будет избран Сергей Аксенов. Кто он для Крыма и Москвы, что для него Крым и отношения с федеральным центром – в материале РИА Новости Крым.
Слухи, что главу Крыма заменят "варягом" или как минимум урежут полномочия, пока не подтверждаются. За пять лет регион достиг определенных успехов, в то же время многие проблемы остаются нерешенными. За счет чего Аксенову удается удерживать свои позиции и как изменилось отношение центра к главе РК и Крыму в целом?
Без роковых ошибок
Позиции Аксенова укрепляет имидж одного из лидеров "Крымской весны", личная преданность президенту, а также определенная схожесть их позиций. Оба видят определенную миссию в том, что должны успеть сделать для страны и региона, находясь на своих постах.
Аксенов: благодарю президента за доверие>>
Среди представителей местной элиты Аксенов имеет наибольший политический вес. Потенциально составить ему конкуренцию может разве что председатель крымского парламента Владимир Константинов. Однако сами лидеры "Крымской весны" неоднократно подчеркивали: между ними нет противостояния и тем более конфликта, оба готовы работать в конструктивном взаимодействии на благо республики. Между ними заключен своего рода "пакт о ненападении" и разделение сфер ответственности, что позволяет избегать возможных столкновений.
"Аксенов не совершил ошибок, которые привели бы к его отставке. Ему удалось солидаризировать местную элиту. Также он является депонентом соглашений различных региональных групп, – полагает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. – Перед Аксеновым стоит задача обеспечить преемственность дальнейшей реализации крупных инфраструктурных проектов. Кроме того, его электоральные позиции высоки. Это важный фактор сохранения стабильности, особенно в свете внешнего давления на Крым".
По оценке президента "Минченко консалтинг" Евгения Минченко, плюсы Аксенова как главы региона – поддержка со стороны министра обороны Сергея Шойгу, сохранение баланса групп влияния внутри Крыма и ореол одного из героев "Крымской весны".
В свою очередь политический обозреватель Ирина Алкснис отмечает и "чисто человеческий фактор в виде личности самого Аксенова". По ее словам, после вхождения Крыма в состав РФ крымским управленцам на всех уровнях предстояла грандиозная ломка привычных по Украине стереотипов и подходов и перестройка на российские управленческие рельсы. Аксенов в этом смысле не был исключением.
"Первые годы губернаторства в его адрес регулярно звучала критика, что в его деятельности даже на чисто публичном уровне прорывается слишком много присущего украинской политической системе. Да и странно, если было бы наоборот. Как политик и государственный деятель Аксенов сформировался при Украине. Но за прошедшие годы он проделал большой путь. И теперь в целом соответствует требованиям российской государственно-политической системы к руководителям высокого уровня", – считает эксперт.
"Минусы Аксенова: большое количество уголовных дел в отношении чиновников в регионе. Вокруг Крыма идет борьба лоббистских групп, заложником которой Аксенов неоднократно становился", – отмечает политтехнолог Евгений Минченко.
Некоторые крымские чиновники погорели на взяточничестве. В списке самых нашумевших – дело курировавшего реализацию ФЦП экс-вице-премьера Олега Казурина, приговоренного к 11,5 годам тюрьмы за взятку в 27 млн рублей.
Экс-вице-премьера Крыма Казурина приговорили к 11,5 годам колонии>>
Он был задержан в феврале 2017 года. По данным Следственного комитета, он получил через посредника часть оговоренной заранее суммы взятки в размере 27 млн рублей. Во столько Казурин оценил свои услуги по способствованию выбора одной из фирм подрядчиком строительства жилых домов в Керчи.
Аксенов после ареста своего бывшего зама подтвердил, что сам инициировал расследование в отношении Казурина.
"Инициатива, в принципе, была озвучена мной. Я находился в контакте с руководителями силовых структур", — сказал глава Крыма журналистам.
Кадровую чехарду можно списать на алчность отдельных чиновников. Но также на сложности переходного периода, когда местным функционерам пришлось без "раскачки", на ходу перестраиваться под новое законодательство и систему власти.
Из-за всевозможных ограничений, причем не только со стороны Запада, но и со стороны российских компаний, которые боятся открыто заходить в регион, многое в Крыму делается в "ручном режиме".
Стиль "ручного управления", в котором уже пять лет главе РК приходится решать большинство проблем, по душе не всем. Во многом поэтому здесь не задерживаются надолго многие материковые специалисты, присланные из-за ограниченных кадровых возможностей крымской власти. Многие оказались не готовы к жесткому, темпераментному стилю Аксенова, а также громадному объему вопросов, требующих быстрого решения в условиях переходного периода.
Не индульгенция, а кредит доверия
Тем не менее, формирование профессиональной команды, способной эффективно решать масштабные задачи – задача руководителя региона.
Но и вопросов немало. Сроки ввода в эксплуатацию ряда объектов переносятся, на некоторых стройках работы вообще не ведутся. Параллельно власть судится с выбранными ею же недобросовестными подрядчиками, пытаясь вернуть неотработанные авансы.
В Счетной палате оценили уровень исполнения ФЦП по Крыму и Севастополю>>
Схожая история произошла со строительством детсада на 260 мест в керченском микрорайоне Марат-2. Возведение объекта началось в 2016 году. Уже через год власти разорвали контракт с подрядчиком, но не смогли вернуть аванс. Объект построен только на треть, идет корректировка проекта. По словам министра строительства РК Михаила Храмова, пока властям не удастся отсудить деньги у подрядчика, дальнейшая стройка невозможна. Ввести детсад в эксплуатацию получится не раньше начала 2021 года.
Генподрядчиком возведения Крымского моста является группа компаний "Стройгазмонтаж", которая участвует практически во всех стратегически важных для России проектах по строительству магистральных газопроводов. Таврическую и Балаклавскую ТЭС построило ОАО "Технопромэкспорт", входящее в "Ростех". За время своего существования компания реализовала более 400 энергопроектов в 50 странах. Генподрядчик трассы "Таврида" – АО "ВАД" – одна из крупнейших в России дорожно-строительных компаний. За 25 лет работы компания реализовала немало крупных проектов. Среди них строительство и реконструкция автодороги "Скандинавия" от Санкт-Петербурга через Выборг до границы с Финляндией, строительство скоростной трассы "Приморское полукольцо" в Калининградской области.
"Обещали 3 млрд рублей весной, дали один и только осенью", — говорят крымские чиновники.
"Мы вам сразу дали 900 миллионов, спросили, успеете ли, вы сказали, все сделаем, теперь говорите, что в сроки не укладываетесь и нужно дополнительное финансирование", — говорят чиновники в Москве.
Настоящим бичом остаются земельные отношения. Кадастровый учет земель, сложности с определением прав собственности, многочисленные судебные разбирательства приводят федеральных чиновников в ужас.
"Сначала советская система, где никто не думал о том, как обозначить собственника, потом украинский период. Разобраться, кому что принадлежит и на каких основаниях… это кошмар", – говорят в Москве.
С другой стороны, не решены вопросы утилизации отходов, незаконных строек и «точечных» застроек, комфортной городской среды, модернизации санаторно-курортного комплекса, а это уже – компетенция прежде всего местных и региональных властей.
Но Москва вновь доверила решать эти и другие вопросы действующему главе РК.
"К Аксенову есть претензии со стороны центра: земельные отношения, инфраструктура и прочее. Но такие вопросы есть к любому руководителю региона. Доверие Москвы к нему сохраняется, однако наступает сложный период, когда окончательно пройдут все эмоции, и нужно будет эффективно решать ключевые проблемы. Это не индульгенция, а кредит доверия. В его основе – уже не "эффект консолидации Крыма", а экономический рост. Это главное требование, которое Москва предъявляет Аксенову", – полагает Дмитрий Абзалов.
"Полуостров относительно недавно вступил в состав РФ. Он является точкой напряженности в украинско-российских отношениях, внешняя обстановка вокруг региона сложная. Поэтому на некоторые издержки в плане реализации ФЦП и других проектов в Крыму Москва закрывает глаза в большей степени, чем в других регионах", – убежден политолог.
Разделяй и властвуй
Если такой сценарий и рассматривается Москвой, высок риск того, что при его реализации Крым может постичь участь Севастополя. В соседнем субъекте долгоиграющий конфликт между "варягами" и местным истеблишментом привел к серьезному управленческому кризису.
По мнению Евгения Минченко, досрочная отставка Дмитрия Овсянникова с поста губернатора Севастополя – один из факторов, повлиявших на окончательное решение Москвы выдвинуть Аксенова на второй срок.
"Одновременно менять глав Крыма и Севастополя – слишком высокие риски", – пояснил политтехнолог.
Политический обозреватель Ирина Алкснис также полагает, что продление полномочий Аксенова на посту главы РК напрямую связано с постоянным сравнением Крыма с Севастополем в части эффективности работы местных властей, инкорпорирования новых регионов в российские реалии и их адаптации к новым стандартам. Сравнение явно не в пользу последнего.
"Третий губернатор за прошедшее, откровенно короткое, время – наглядное свидетельство того, насколько федеральный центр тревожат севастопольские дела. Город никак не удается поставить на рельсы стабильного поступательного развития. На его фоне республика выглядит куда благополучнее и успешнее. Кому-то может показаться, что этого недостаточно, что ошибок и провалов у крымского руководства достаточно, и кто-то другой справился бы лучше. Но, как показывает опыт, Кремль твердо придерживается принципов политического прагматизма. А конкретно: "лучшее – враг хорошего" и "работает – не трогай". Нет никаких гарантий, что новый человек и впрямь справится лучше в регионе, продолжающем грандиозную трансформацию", – отмечает эксперт.
"Сформировавшаяся еще в украинские времена нынешняя крымская элита – особая каста со своими правилами игры. Москва хочет более унифицированных политических и экономических практик. Пока, думаю, в этом вопросе будет сохранен статус-кво", – считает политолог Александр Шатилов.
Московский взгляд спустя пять лет
Например, когда речь идет о тех же федеральных миллиардных проектах типа железной и автодороги Крымского моста, объектов строительства, здравоохранения. С главой республики и его ключевыми подчиненными взаимодействие стало более продуктивным.
Другие, напротив, говорят, что именно в последние год-полтора в отношении Крыма иссякли надежды на то, что "через четыре года здесь будет город-сад". Говорят даже, что Крым чуть ушел на второй план – федеральный центр стал уделять ему меньше внимания. На это первые опять возражают: "Для Путина Крым навсегда останется в приоритетах".
Причем это касается даже не только и не столько денег, которые выделяются. Оба политика – и Путин, и Аксенов – стратегические единомышленники в том смысле, что оба понимают: Крым – это стратегия, субъект пришел в Россию навсегда и его нужно поднимать и развивать. Для Путина также важно, что Аксенов еще "не прирос" к креслу, и, несмотря на посадки и отставки в окружении, сам глава РК руководствуется скорее подходом "Круто, что я это сделал!"
И это скорее хорошо, потому что означает, что скоропалительных, "конъюнктурных" решений будет меньше.
Одно время в Москве поговаривали, что главе республики ищут замену, однако в какой-то момент разговоры прекратились. Стало понятно, что Москва приняла Аксенова и отвела ему еще какое-то время. Другое дело, что никто на данный момент не знает, какое. То ли это следующие пять лет, то ли три года, то ли по ситуации.
Впрочем, время любого руководителя в том или ином кресле всегда ограничено. Помочь крымчанам и Москве лучше понимать друг друга и максимально эффективно друг с другом работать – это, пожалуй, и станет главной задачей Аксенова на следующие годы.