СИМФЕРОПОЛЬ, 9 сен – РИА Новости Крым, Алексей Гончаров. В воскресенье в 13 субъектах РФ, включая Республику Крым и Севастополь, прошли выборы депутатов региональных парламентов. Это вторые выборы для жителей региона с тех пор, как Крым вошел в состав РФ. За пять лет социально-политическая ситуация в обоих субъектах не претерпела коренных изменений. Оба региона демонстрируют устойчивую структуру политических предпочтений при снижении электоральной активности. Но если в управленческой элите Крыма наблюдается консолидация и отсутствие выраженных конфликтов, то Севастополь живет в режиме перманентной конфронтации между ветвями власти и периодической смены руководства местного правительства. Во всяком случае, жил до последнего времени.
Тишь да гладь при низкой явке: выборы в Крыму>>
Предвыборное самочувствие
Ситуацию в Крыму накануне выборов эксперты оценивали как в целом стабильную. Социологи на протяжении последних лет фиксируют высокий по сравнению с другими регионами РФ уровень удовлетворенности крымчан своим социально-экономическим положением.
Сегодня именно социально-экономические, а не политические проблемы являются более значимыми для крымчан. Самые острые из них – низкий уровень доходов, сложности с трудоустройством, низкое качество услуг в медицине и ЖКХ. Нерешенность этих вопросов влияет на электоральное поведение жителей. В Крыму это выражается в основном в пассивном протесте (игнорировании выборов), реже – в перераспределении партийных симпатий.
Задолго до дня голосования эксперты предсказывали, что явка на нынешних местных выборах будет ниже, чем на предыдущих. Прогнозы сбылись. В это воскресенье по состоянию на 18:00 она составила 28,28%, тогда как в 2014 году к этому времени проголосовало почти вдвое выше – 45,29%. В чем причины снижения активности крымского избирателя?
Это в том числе обусловлено общими для субъектов РФ особенностями региональных выборов, поясняет руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества Наталья Киселева.
Также, по словам Киселевой, на поведение крымского избирателя могла повлиять и неудовлетворенность запроса на обновление властных структур.
"Это общероссийский тренд, который есть и в Крыму. В городах он выше, чем в сельской местности. Желающие этого обновления крымчане занимают пассивную позицию и не участвуют в выборах", – отмечает специалист.
Еще один фактор – отсутствие приемлемой альтернативы существующим в регионе партийным структурам. Часть электората, разочаровавшись в какой-либо одной политической силе, может переориентироваться на другую. Но чаще всего это выражается в "голосовании ногами" в период выборных кампаний.
"Многие крымчане говорят о том, что на выборах "не за кого голосовать". Такое мнение присутствует в крымском электоральном поле. Чем оно обусловлено? В том числе, работой самих партий. Это свидетельство того, что они в течение политического межсезонья работали недостаточно активно", – полагает Киселева.
Структура электората и фактор приезжих
Численность и структура крымского электората за 5 лет существенно не изменились. По данным республиканского избиркома, в 2014 году общее количество избирателей составляло 1,51 млн человек, в текущем году – 1,48 млн. Приток переселенцев с материковой части страны серьезно на ситуацию не повлиял.
"Мигрантов в Крыму мало. Они присутствуют в каких-то узкоспециализированных сегментах, в частности, среди чиновников, строителей, врачей, военных. Это квалифицированные специалисты, умные люди, но какого-то влияния на политические настроения они не оказывают. Ярковыраженной особенной политической позиции у них нет. Как правило, они выступают с умеренно-патриотических позиций", – убежден руководитель Института политических исследований Сергей Марков.
"Приезжающие сюда россияне составляют очень малую долю в структуре крымского электората. Фактор мигрантов может накладывать какие-то нюансы на общую политическую картину. Но это десятые или сотые доли процента, не влияющие на итоговый результат нынешних местных выборов", – добавляет политолог Андрей Никифоров.
От протеста к накоплению лояльности
Уже в российском Крыму часть оппозиционно настроенных по отношению к действующей власти крымских татар попросту игнорирует любые выборы, отмечает политолог Андрей Никифоров.
"Куда девается та часть крымско-татарского электората, которая раньше голосовала за "Народный Рух Украины"? Думаю, в значительной степени эти люди сегодня просто не доходят до избирательных участков. Им не предложено в предвыборном "меню" ничего, что их бы устраивало", – полагает эксперт.
"Эту нишу могли бы занять партии не первого порядка. Но для этого такая политсила должна позиционировать себя в Крыму как партия, ориентированная на крымско-татарский электорат. В ней должны быть представлены знаковые, авторитетные в этой среде фигуры. В программе партии должны быть соответствующие пункты. Ничего подобного в Крыму нет", – констатирует политолог.
Поддержку этой категории избирателей могли бы получить и оппозиционные политсилы либерального толка, считает эксперт. Но данные структуры в Крыму не представлены, так как их руководство не признает полуостров частью России. В то же время, отмечает Никифоров, в крымско-татарском сообществе неуклонно продолжается "накопление лояльности" по отношению к России.
"Происходит постоянное накопление лояльности по отношению к Российской Федерации, которое связано с тем, что никто никого не дискриминирует. Наоборот, крымских татар пытаются приобщить к государственному строительству, обеспечить их представительство в органах власти. Это дает определенные социальные лифты, статусность, комфортность существования в социуме ", – говорит политолог.
Аналогичной точки зрения придерживается руководитель Института политических исследований Сергей Марков.
Севастополь: никто не хотел уступать
Если в Республике Крым социально-политическая обстановка накануне выборов характеризовалась как относительно спокойная и стабильная, то в Севастополе тренд предвыборной кампании задавал затяжной конфликт между ветвями власти. Противостояние депутата Алексея Чалого, контролирующего большинство голосов в нынешнем созыве заксобрания, и губернатора Дмитрия Овсянникова продолжалось почти два года и с течением времени только обострялось.
Основной причиной стали пробуксовки в строительстве важных для города объектов по федеральной целевой программе. Низкий уровень реализации ФЦП вызывал серьезные претензии к местному правительству и со стороны Москвы. "Чудовищная беспомощность" и "детский сад" – так охарактеризовал работу севастопольских властей премьер Дмитрий Медведев на совещании в мае этого года.
Не смог Овсянников найти общий язык и с руководителем регионального отделения правящей партии Дмитрием Саблиным. Конфликт между ветвями власти перешел и во внутрипартийную плоскость.
Замдиректора Института общественных наук и международных отношений Севастопольского госуниверситета Александр Ирхин отмечает: перед выборами между новым руководством правительства города и заксобранием шла "притирка позиций".
"Уже сейчас понятно, что противостояния между ветвями власти в городе в следующей каденции заксобрания не будет. С другой стороны, по-прежнему остается нерешенной проблема баланса при распределении ресурсов между приезжими федеральными представителями власти и местными элитами. На мой взгляд, такого баланса по прошествии пяти лет пока не найдено", – полагает эксперт.
"Новый и.о. губернатора делает определенные шаги по снятию этих противоречий. Но, как показала жизнь при предыдущем губернаторе, это может быть всего лишь "конфетно-букетным периодом", который может внезапно закончиться. Севастополь – дотационный регион. По мнению федерального центра, заходящими сюда ресурсами должны и управлять люди, поставленные центром. Местные элиты пытаются изменить ситуацию в свою пользу, боятся, что вновь могут остаться за бортом. Судя по всему, до сих пор нет четких договоренностей, как Севастополь будет жить после 8 сентября ", – считает Ирхин.
К слову, явка на выборах в Севастополе немногим отстала от крымской – 25,24% по состоянию на 18:00. Хотя накал политических страстей в городе русской боевой славы на порядок выше, чем в соседнем субъекте, да и сами выборы имели более конкурентный характер. Тем не менее, эти факторы не привели к высокой активности севастопольцев. Возможно, сказалась усталость от того самого перманентного конфликта во властных структурах, прекратить который призвана смена губернатора.
* Запрещенная в РФ организация