Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ
Администрация украинского президента озвучила условия освобождения главного редактора РИА Новости Украина Кирилла Вышинского, который уже год ждет суда в СИЗО. Пресс-секретарь президента Зеленского Юлия Мендель заявила, что взамен Киев хочет получить украинца Олега Сенцова (которого его сторонники упорно называют "режиссером"), осужденного в России за подготовку теракта.
Интерес Киева понятен – избавиться от критики за Вышинского (которая исходит не только из Москвы, но и из Европы), а также добиться освобождения "украинского патриота" Сенцова, которое одобрит значительная часть избирателей. Но вот есть ли тут интерес для Москвы?
Одни говорят о том, что обмен неравноценен – и с точки зрения справедливости он действительно неравноценен. Сенцов задержан за попытку устроить теракты в Крыму (взорвать самодельные бомбы). Его приговорили к сроку, который он сейчас отбывает. Кирилл Вышинский – журналист, задержанный за то, что транслировал альтернативную Киеву точку зрения. Ему инкриминируют факт государственной измены – однако никаких доказательств в подтверждение обвинения так и не было предъявлено. По сути он – политический заключенный, заложник украинской власти, расправа над которым должна была стать уроком для всех критиков администрации Порошенко.
"Можно, конечно, обменять конкретных лиц. Но нет ответа, что делать дальше. А значит, проблема в целом не только не решается, а усложняется", — поясняет член комитета Совета Федерации по международным делам Олег Морозов.
Дело в том, что на Украине уже появилось такое понятие, как "обменный фонд". Ряд радикальных украинских политиков предлагают захватывать граждан Российской Федерации для того, чтобы в будущем их менять на собственно украинских военнопленных и/или преступников, которые содержатся в РФ или самопровозглашенных республиках Донбасса. В этом плане обмен невиновного Вышинского на осужденного за подготовку теракта Сенцова играет как раз в пользу таких вот идеологов "обменного фонда", стимулирует их требовать от власти новых захватов заложников.
Моряков "Норда" на украинских браконьеров, и сейчас – журналиста Вышинского на Сенцова, вина которого в подготовке терактов доказана. И – несмотря на объективные и весьма здравые опасения сенатора Олега Морозова – данный размен все-таки необходим. Причем отнюдь не только исходя из моральных и гуманитарных принципов.
Во-вторых, сам Сенцов России, по сути, уже не нужен. Правосудие свершилось, он получил реальный срок. Экстрадиция его на Украину сделает Сенцова уже проблемой самой Украины – как общества, так и государственной власти, которая вполне может получить еще одну Надю Савченко. Возможно, именно поэтому при Порошенко официальный Киев, столько выступавший за освобождение Сенцова, особо ничего не делал для того, чтобы получить преступника в свои мозолистые руки.
Ясность появится уже через несколько часов – после очередного заседания суда по делу Кирилла Вышинского.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции