Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ
К примеру, на инаугурации 20 мая новый президент назвал Крым "украинской территорией", а его жителей – украинскими гражданами. А 18 мая — в 75-летнюю годовщину депортации крымских татар — Зеленский выступил с обращением о судьбе полуострова. По словам главы государства, татары стали жертвами репрессий — "как и те, кто остался верен Украине в оккупированном Крыму". По словам Зеленского, он обязательно "освободит Родину крымских татар от оккупации" — каким бы долгим не был этот путь. Ведь "даже самая темная ночь заканчивается рассветом".
Некоторые уверяют, что новый президент действительно собирается работать над возвращением Крыма. По просьбе западных партнеров (заинтересованных в том, чтобы крымский вопрос постоянно находился на повестке дня, и сыпал соль на рану российско-украинских и российско-европейских отношений), либо исходя из личного желания стать собирателем земель украинских.
Что же касается невоенных методов, то они существуют — но у Украины недостаточно возможностей для их воплощения. Перспектива мирного "возврата" возникает лишь в случае сочетания двух факторов: готовности России отказаться от полуострова, а также желания жителей Крыма реинтегрироваться в Украину. Ни того, ни другого нет и в обозримой перспективе не будет.
Что же касается желания жителей Крыма, то около 90% его жителей в 2014 году однозначно высказались за вхождение в состав России. И с тех пор администрация Петра Порошенко — и Зеленский подтвердил это в ходе инаугурации — сделала все возможное для того, чтобы доля пророссийски настроенных жителей как минимум не сокращалась. Официальный Киев называл крымчан "своими гражданами", но в то же время устраивал многочисленные диверсии на полуострове, организовывал водные, электрические и продовольственные блокады. Делал все для того, чтобы осложнить жизнь крымчанам.
Да и реализовать этот план на практике у Зеленского не получится. Ведь для того, чтобы начать реформы, президенту нужно прекратить гражданский конфликт в стране, примириться с соседями, ликвидировать многочисленные банды и поставить на место олигархов. Крайне сложная задача даже для авторитарных "спасителей нации" наподобие Де Голля или Ататюрка — что уж говорить о человеке без политического опыта?
Кроме того, Зеленский понимает — за 5 лет внешнеполитическая ситуация для Украины изменилась кардинально. Большая часть европейских государств устала от российско-украинского конфликта, и ищет пути примирения с Москвой на основе текущего статус-кво. Более того, Европа стала постепенно снимать с России санкции — первой ласточкой оказалось решение Кабинета Министров Совета Европы вернуть России право голоса в ПАСЕ. Порошенко пытался играть против этого тренда — и тем самым еще сильнее ухудшил свои отношения с европейскими странами. Зеленскому, конечно, в этой ситуации оптимально было бы играть на опережение тренда — то есть искать точки соприкосновения с Москвой до того, как европейцы заставят его это делать. Однако не стоит все-таки требовать от нового президента больше того, что он способен сделать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции