Владислав Сергиенко, корреспондент РИА Новости Крым
Власти Ялты намерены провести "зачистку" набережной от различных построек и удлинить ее за счет Приморского пляжа и морского порта. А еще в планах местных властей – благоустроить зеленые зоны отдыха и встретить в этом году рекордное число туристов. Об этом, а также о причинах январского оползня на улице Ломоносова, новом гербе города и многом другом корреспонденту РИА Новости Крым рассказал глава местной администрации Алексей Челпанов в рамках проекта "Прогулка с мэром".
Полиция против стихийщиков
С Алексеем Челпановым мы встречаемся у здания городской администрации. Оттуда направляемся по улице Киевской к вещевому рынку, возле которого постоянно "дежурят" стихийные торговцы. Увидев мэра, некоторые из них сбегают, остальные же остаются на месте — в основном это пожилые люди. Многие из них отводят взгляд, стараясь не смотреть на главу города.
Осенью начнется реконструкция рынка, поэтому стихийщикам придется покинуть "насиженное место".
"Реконструкция начнется в сентябре текущего года. На крыше планируется парковка на 250-300 мест, которая частично разгрузит город. Кроме того, мы реконструируем Красновский рынок. Это памятник архитектуры, и мы его восстанавливаем в первозданном виде", — рассказывает мэр.
"В соцсетях пишут, что это социально важный проект. А в чем его социальная важность? Сейчас владельцы понимают, что у них земля уходит из-под ног, и они пытаются использовать уже сложившееся лобби. У них градостроительный контроль отменил декларацию, и сейчас они работают вне правового поля. Якобы они перекладывают тепловые сети, но, думаю, что в дальнейшем попытаются зарегистрировать какой-то недострой и потом через суды добиться его узаконивания", — отмечает глава администрации.
"Зачистка" скверов
Застройка таких зон отдыха всевозможными строениями не устраивает Алексея Челпанова, поэтому он будет добиваться их "зачистки". А начинать демонтаж предлагает с нескольких точек. В качестве примера мэр указывает на два здания в сквере Юбилейный.
Еще один яркий пример того, как незаконные строения уродуют Ялту, — сквер Игнатенко. По словам Алексея Челпанова, в настоящее время власти судятся с застройщиками за этот зеленый участок, где произрастают ливанские кедры.
"Вопреки здравому смыслу в 2014 году на этих землях было получено разрешение на установку нестационарных конструкций, а в последующем также оказалось зарегистрировано право собственности на капитальное строение. И все делают вид, что этого не замечают. Сейчас мы судимся, добиваемся отмены решения о выделении земли", — говорит мэр, показывая на фонтан, который не видно за "выросшими" кафе и магазинами. Некогда белый, теперь он измазан синей краской и завален мусором. А торговые точки здесь установлены как попало.
Алексей Челпанов предупреждает собственников строений о предстоящих сносах и уверяет, что не боится давления с их стороны. "Для меня вопрос наведения порядка стоит принципиально. Тем более, что в данном случае речь идет о частных интересах, которые десяток собственников пытаются поставить выше интересов города и его жителей", — уточняет он.
Есть и частные истории, с которыми приходиться бороться администрации. Например, бывшая руководитель местного отдела одного из госучреждений, работавшая при Украине, построила двухэтажный дом прямо на территории этого ведомства. "Тогда же она получила и правоустанавливающие документы. Это вопиющий случай и предмет отдельного разбирательства, и лишний раз свидетельствует, что многие вопросы в Ялтинском регионе решались кулуарно и не по-государственному", — сетует мэр.
Будущее набережной
"Мы хотим расширить набережную Ялты за счет территории порта. Сейчас туда не заходят круизные лайнеры, и нет нужды в сохранении настолько большой зоны транспортной безопасности", — поясняет Алексей Челпанов, указывая на здание морпорта.
Кроме того, добавляет он, в ближайшее время набережная удлинится за счет Приморского пляжа, который сейчас реконструируется, — их планируют соединить.
"Чтобы окупить расходы на реконструкцию Приморского пляжа, инвестору выдели 1200 квадратных метров под торговые площади. Взамен мы получаем три тысячи квадратных метров общественных площадей и 600 квадратных метров инфраструктурных объектов. Примерная стоимость инвестиций – 400 миллионов рублей в пляж и столько же в парк. Участок будет вымощен гранитом, как и вся набережная. Везде будет установлено освещение, высажены цветы. К концу мая здесь все заблестит и засверкает", — заверяет Алексей Челпанов, показывая зону строительных работ.
Есть на набережной еще один объект, который, по мнению мэра, должен быть снесен. Это торговый центр. "Раньше за ним был сквер Некрасова. В определенный период было получено разрешение на строительство, и в итоге фонтан "Купальщица", который находился в сквере, оказался внутри торгового центра. Я принципиально против таких объектов в центральной части города. Они должны быть, но в микрорайонах", — уверен Алексей Челпанов.
Чужие причалы
Еще одна "боль" Ялты – портовые причалы. Городу они не принадлежат, поэтому и ремонтировать их администрация за свой счет не может.
"Причальные стенки принадлежат ГУП "Крымские морские порты", и их реконструкция включена в федеральную целевую программу. Мы неоднократно выходили с инициативой о том, что Ялтинский порт должен стать структурной составляющей муниципального образования, а причальные стенки пусть остаются в собственности министерства транспорта (которому принадлежит ГУП "Крымские морские порты" – ред.), — отмечает Алексей Челпанов.
Еще одна проблема, добавляет мэр, — крыша касс порта, которая является частью набережной. Ремонтировать ее за счет местного бюджета администрация не может.
"Мы бы хотели здесь благоустроить территорию, у нас для этого есть и желание, и возможности. Но это часть объекта собственности "Крымских морских портов". Они думают, что мы будем на этой территории зарабатывать, хотя для нас это исключительно имиджевый проект", — подчеркивает Алексей Челпанов.
"В Симеизе обстановка начинает выравниваться. Там происходил просто жуткий передел земли. На сегодняшний день нам удалось передать в пользование частным инвесторам несколько пляжных территорий. Кроме того, сейчас ведется берегоукрепление, и Симеиз получит дополнительные пляжные площади. Есть целая карта пляжа, которая в украинский период была передана предпринимателю. Проблема в том, что на той территории находится канализационно-насосная станция, а цена аренды – всего 10 тысяч рублей в год", — не скрывает возмущения глава администрации.
Полкилометра без жилья
В Ялте поддержали предложение главы Республики Крым Сергея Аксенова запретить строительство жилья в 500-метровой прибрежной зоне. Алексей Челпанов считает, что это станет серьезным барьером для нарушителей градостроительного законодательства.
Продолжая тему застройки Ялты, Алексей Челпанов вспоминает оползень, из-за которого в январе в переулке Ломоносова обвалившаяся подпорная стена частично заблокировала выход из жилого дома. Тогда обошлось без жертв и пострадавших, но само происшествие, по словам мэра, показало, что есть проблема, которую нужно решать.
"С начала 2019 года была проведена инвентаризация подпорных стен, составлен план восстановления. Примерная стоимость ремонта всех объектов составляет 34 миллиона рублей. Мы хотим предупредить ситуации, подобные той, что произошла на Ломоносова. Хотя это характерный пример, когда застройка велась без соответствующих проверок. Скорее всего, причина произошедшего – строительство частных домов выше на склоне, что стало причиной изменения русла подземной реки, и вода стала уходить к подпорной стене", — поясняет собеседник.
Сосны и тюльпаны
Завершая обход территории Приморского пляжа, Алексей Челпанов рассказывает о том, как власти Ялты намерены защитить крымские сосны, которые растут неподалеку. К слову, в Минприроды Крыма предложили исключить это дерево из Красной книги, мол, и так на каждом углу растет.
"Мы разработали нормативно-правовой акт о создании ООПТ (особо охраняемые природные территории – ред.) в рамках Ялты для охраны можжевельников и крымской сосны. Депутаты горсовета поддержали эту инициативу, и мы ее направили в Госсовет", — говорит мэр.
Проходим мимо клумбы со свежевысаженными белыми тюльпанами. К сожалению, не все цветы в ней смогли "выжить" по вине вандалов. "Как только мы высадили тюльпаны, через несколько дней 300 цветков вырвали. Это явно не с целью наживы, сколько от злобы", — уверен глава администрации.
При этом он отмечает: для охраны порядка в центре Ялты будут приняты меры. "Мы выделили 50 миллионов рублей на установку камер на набережной и центральных улицах. Также мы предусмотрели средства на установку тумб, ограничивающих въезд в места массового скопления людей", — уточняет он.
С авто на "Кометы"
Параллельно в городе пытаются решить проблему парковок. Однако пока не очень результативно, поскольку не хватает мест и средств. "Для решения проблемы с парковками нужно много инвестиций. Сейчас на улице Московской идет разработка территории, на которой будет парковка на 500 мест. Это немного улучшит ситуацию. Но требуется системный подход: улавливающие парковки на въезде в город, создание удобного сообщения для общественного транспорта", — считает мэр.
"Будущее за развитием водного транспорта, поскольку в этом направлении есть определенный вакуум. Один из этапов стратегии развития Ялты – создание инфраструктуры для водного транспорта, чтобы разгрузить дороги", — отмечает глава администрации, подчеркивая, что для этого необходимо развивать и всю соответствующую инфраструктуру.
По его мнению, в какой-то мере помогает с решением транспортной доступности и лайнер "Князь Владимир", правда, к нему есть вопросы. "Сам проект приносит позитивный результат, но с точки зрения технического состояния лайнера есть нарекания. Хотя идея разумная, нужная для Ялты, как и "Кометы", — утверждает Алексей Челпанов.
Важной темой для Ялты является ее туристическая привлекательность. В предстоящий сезон регион планирует принять гораздо больше туристов, чем было в прошлом. И сегодня город вовсю готовится к встрече летних туристов. "Выделено 6 миллионов рублей на озеленение, идет благоустройство пляжных территорий, запланирован ряд событийных мероприятий и многое другое. Мы ожидаем большое количество туристов – на 15-20% больше, чем было в 2018 году (3,5 миллиона)", — сообщает Алексей Челпанов.
А к введению курортного сбора власти Ялты относятся с осторожностью, поэтому поддержали перенос этого события в Крыму на 2021 год. В городе уверены: для этого еще не настало время.
"Ялта движется по пути цифровизации — создания цифровой экономики. Есть компании, которые готовы зайти по концессионному соглашению и развивать проект. Это будет удобной возможностью для реализации курортного сбора, но пока у нас нет возможности продумать эффективный метод взимания этих 10 рублей в сутки. Я считаю, что это нужная и важная идея, ведь это даст дополнительные финансовые возможности", — поясняет свою позицию глава администрации.
В завершении прогулки заводим разговор об одном из символов курортной столицы Крыма – гербе, который решено изменить.
"Мы обсуждали создание (нового – ред.) герба с его автором Сергеем Милокумовым (ялтинский дизайнер и геральдист — ред.). При СССР герб города включал в себя солнце, море и виноград. Сейчас же он более европейский: со львом, короной, морскими коньками и скрытыми масонскими символами", — говорит Алексей Челпанов и признается, что "хотел бы увидеть всем понятный герб", который "отражает существующую действительность" и подчеркивает главные достоинства Ялты.