Алексей Гончаров, корреспондент РИА Новости Крым
На этой неделе Крым отметил пятилетие воссоединения с Россией. За эти годы полуостров пережил многое: сложный процесс интеграции в социальную, экономическую и политико-правовую системы РФ, всевозможные блокады и бесчисленные провокации со стороны Украины, колоссальное санкционное давление со стороны США и западноевропейских стран, которое продолжается и поныне.
Нынешние власти на Украине и подконтрольные им средства массовой информации регулярно твердят о "крахе крымской экономики, "бедствующих и голодающих" крымчанах и "полной нищете и разрухе", в которой оказался полуостров после вхождения в состав РФ. Но такие термины в большей степени применимы к самой Украине, экономическое положение которой после государственного переворота и начала военного столкновения в Донбассе с каждым годом становится все сложнее. При детальном сравнении реальных социально-экономических показателей нового российского региона и украинских областей, в частности, граничащей с Крымом Херсонщины, наглядно видны произошедшие за это время изменения.
Глазами социологов
Три четверти опрошенных крымчан довольны положением дел в регионе, 21% – не довольны. 72% респондентов заявили о том, что воссоединение положительно сказалось на их жизни, и жизни их семьи. Как показали результаты исследования, 89% жителей полуострова спустя пять лет вновь проголосовали бы за вхождение в состав России.
Также опрос показал высокий уровень пессимистических ожиданий жителей региона. Три четверти респондентов высказали мнение, что в ближайшее время ситуация в Херсонской области не изменится или только ухудшится, и лишь каждый десятый опрошенный смотрит в будущее с оптимизмом. В рейтинге самых острых проблем херсонцев, согласно исследованию, лидируют повышение тарифов на коммунальные услуги (63%), низкий уровень зарплат и пенсий (48%), рост цен и инфляция (47%), безработица (31%).
Зарплаты, пенсии и "индекс сала"
Примерно та же картина наблюдается и в пенсионном обеспечении. Средняя пенсия на Херсонщине за минувший год составила 2,1 тысячи гривен (5 тысяч рублей), тогда как для крымчан размер средней пенсии по старости более чем вдвое больше – 12,6 тысячи рублей.
Безусловно, одно дело – размер номинальных зарплат и пенсий, и совсем другое – что можно купить на эти деньги. В Крыму стоимость на товары и услуги довольно высокая, это отмечают и местные жители, и приезжающие сюда со всех уголков страны туристы. Фактор цен постоянно используют в своих материалах и сюжетах украинские СМИ, разумеется, в негативном для образа полуострова ключе. Как же обстоят дела с покупательной способностью крымчан и их бывших сограждан в соседней области?
Основатель и директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко проанализировал уровень цен во всех областях страны на социально значимые продукты питания, составляющие так называемую потребительскую корзину рядового украинца. В этот перечень входит 31 продукт: по килограмму хлеба из муки высшего и первого сорта, ржаного хлеба, риса, манки, гречки, ячневой крупы, пшена, макарон, пшеничной муки, сахара, говядины, свинины, сала, курятины, вареной колбасы, мороженой рыбы, сметаны, творога, яблок, капусты, лука, свеклы, картофеля, моркови. Также в потребительской корзине гражданина страны – 0,5 кг батона, 200 граммов сливочного масла, десяток яиц и по литру молока и подсолнечного масла.
Многие экономисты оценивают покупательную способность населения по каким-то определенным видам продуктов – так называемым "индексам". Так, эксперт Алексей Дорошенко в числе прочих использовал в своем исследовании стоимость национального украинского продукта – сала. По его данным, среднестатистический житель Херсонщины может позволить купить на свою зарплату 94 килограмма сала, тогда как еще год назад мог приобрести 143 килограмма. Для сравнения: крымчанин может купить на среднюю зарплату порядка 110 килограммов сала. По данным Дорошенко, покупательная способность украинцев за год упала на 30%.
Тарифные гонки
Так, стоимость газа в Крыму за четыре года увеличилась приблизительно в полтора раза. С 1 января 2019 года жители Республики платят 4265 рублей за тысячу кубометров, если объем потребления не превышает 3,5 тысячи "кубов". При потреблении свыше 3500 кубических метров придется заплатить 8627 рублей.
Электричество крымчанам с нового года обходится в 2,74 рубля за киловатт-час при объеме потребления до 150 кВт/ч (от 150 до 800 кВт/ч – 3,44 рубля). В сравнении с началом 2015 года тариф на электроэнергию в РК вырос почти вдвое.
Стоимость услуг по водоснабжению и водоотведению в регионе в свою очередь даже снизилась. В 2019 году сохранен предельный уровень тарифов для населения на уровне 31,5 рублей за кубометр. Такой тариф действует со второго полугодия 2018 года, тогда как до этого максимальная цена за кубометр воды и за услугу водоотведения составляла 35 рублей.
Проезд в общественном транспорте за это время также подорожал: в маршрутках – в полтора раза (с 10 до 13 рублей), в троллейбусах – в два (с 7 до 14 рублей). Хотя уже принято решение с 1 апреля повысить стоимость проезда в городских автобусах: в Алуште, Симферополе, Джанкое, Феодосии, Керчи, Ялте и Евпатории – до 17 рублей, в Саках, Судаке и Бахчисарае – до 15 рублей.
Намеренное разрушение экономических связей с Россией, в первую очередь в топливно-энергетической сфере, негативно отразилось на кошельках украинцев и в аспекте оплаты тепловой энергии. Тарифы резко выросли по всей стране. В Херсонской области абоненты предприятия "Херсонтеплоэнерго" в категории "население" платят 1864 гривны (4,4 тысячи рублей) за одну гигакалорию, жители домов без счетчиков – 39,5 гривны (93 рубля) за квадратный метр площади.
Водоснабжение и водоотведение по сравнению с газом и теплом подорожали ненамного – на 8%. С конца января жители частных домов на Херсонщине платят за эти услуги почти 17 гривен (40,5 рубля) за кубометр, многоэтажек – чуть более 18 гривен (43 рубля) за "куб".
Повысилась и стоимость проезда в общественном транспорте. Если в 2014 году херсонцы платили за маршрутку 3 гривны (7 рублей), то сейчас – 6 гривен (14 рублей). Более того, активно обсуждаются планы повысить в этом году тариф до 8 гривен (19 рублей). Стоимость проезда в троллейбусе сегодня составляет 2,5 гривны (6 рублей), но уже практически решенный вопрос повышения цены до 4 гривен (9,5 рубля).