Андрей Киреев, корреспондент РИА Новости Крым
Долгие годы благодаря секретным военным объектам и разработкам Севастополь был окутан ореолом тайны. Город был закрытым, и попасть в него могли далеко не все. После развала Советского Союза Севастополь открыли, и многие его секреты стали доступны широкой общественности. Впрочем, ему еще есть чем удивить любителей тайн. Особенно в части, скрытой глубоко под землей.
РИА Новости Крым начинает серию публикаций о подземном "дублере" города-героя, который по площади не сильно уступает видимой части его старых районов.
Первые подземелья
"Мягкий и удобный для обработки известняк послужил для возникновения античного города Херсонес и множества пещерных городов и монастырей в окрестностях нынешнего Севастополя. Эти вырубленные в скалах убежища служили надежным укрытием от вражеских набегов", — рассказывает РИА Новости Крым местный историк, автор книги "Подземный Севастополь" Юрий Пикалов.
Крупные по тем меркам карьеры по добыче камня были развернуты в Инкермане. "В Инкерманских известковых скалах римляне не только добывали камень, но и ссылали сюда врагов империи", — говорит он.
Первое письменное упоминание об инкерманских штольнях датируется 93 годом нашей эры. "Именно тогда здесь рубил камень и проповедовал сосланный сюда опальный папа римский Климент I, и появились первые новообращенные крымские христиане", — уточнил историк.
В XV веке Инкерманская долина была главным монашеским центром Крыма: здесь действовали не менее 9 пещерных комплексов и около 30 пещерных церквей. "Нынешние Монастырская и Загайтанская скалы стали похожи на пчелиные соты из-за обилия вырубленных в них культовых сооружений", — отмечает Пикалов.
В те времена на Монастырской горе возвышалась крепость княжества Феодоро Каламита. Ее подземные помещения соединялись с пещерными монастырями. Сегодня можно увидеть лишь руины когда-то мощных башен и стен укрепления, а также вырубленные в скале кельи. Ниже крепости в скальном массиве ныне расположился Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь.
Подобные скальные церкви и культовые сооружения были распространены по всему Гераклейскому полуострову, в частности, в скалах Каменоломного оврага, в балках Бермана, Сарандинакиной, Георгиевской и Килен-балке, на мысе Фиолент. В годы Великой Отечественной войны в этих пещерах укрывались от артобстрелов и налетов вражеской авиации советские войска и местные жители.
Первая оборона Севастополя
"Инкерманский камень слишком хрупкий и не годится для создания фортов и укреплений, но в Килен-балке военные инженеры находят другой известняк, который визуально похож на инкерманский, но плотность его в 1,5 раза выше. Именно из этого камня были построены ключевые военные объекты Севастополя, в частности, казематированные береговые батареи", — сообщил Пикалов.
В первой половине XIX века специальные подземные укрытия для защиты от обстрелов не строили. В этом не было острой необходимости. Но во время обороны города 1854-1855 годов подземелья береговых батарей все же сыграли важную роль в спасении жизней. Всю оборону подземные казематы самой большой в России трехэтажной Николаевской батареи служили укрытием для многотысячных русских войск и гражданских жителей.
Бастионы и батареи Севастополя оказались неприступными для французских и британских войск. Поэтому агрессор решил развернуть тайную войну: рыть подземные проходы для подрыва позиций русских войск. В основном такие тоннели рыли в направлении четвертого и пятого бастионов, а также Малахового кургана. Однако русские войска нашли, как ответить врагу: навстречу противнику они прокладывали контрминные галереи. Если союзники прорыли 1280 метров подземных минных галерей, то русские войска – 7000 метров контр-мин, причем более половины на четвертом бастионе.
"Галереи шли в двух подземных уровнях, на глубине 6 и 12 метров, и были сложными фортификационными сооружениями, состоящими из боевых колодцев, залов, входов, рукавов, слуховых камер и буровых труб. Чтобы избежать обрушений, своды галерей укреплялись деревом", — рассказывает Пикалов.
Благодаря контрминным галереям русские солдаты не только пресекли все попытки подрыва своих позиций, но и сами развернули масштабную наступательную подземную кампанию, взорвав все вражеские галереи.
После окончания Крымской войны большинство входов в подземные тоннели были засыпаны, кроме подземных галерей четвертого бастиона. Во время революции и гражданской войны они служили укрытиями, как для красных, так и для белых, а в годы Великой Отечественной войны здесь разместилась оперативная группа для гидрометеорологического обеспечения Севастопольского оборонительного района.