Андрей Киреев, корреспондент РИА Новости Крым
Если смотреть на бухту Голландия с определенных точек Южной стороны Севастополя, можно хорошо рассмотреть красные кровли группы зданий, которые выделяются на фоне серых многоэтажек и деревьев. На самом деле эти крыши принадлежат всего лишь единственной постройке, правда, одной из самых монументальных и масштабных в Европе – основному корпусу Института ядерной энергии и промышленности, который входит в состав Севастопольского государственного университета. Заложено здание было более 100 лет назад, но завершить строительство удалось лишь во второй половине XX века.
Какие вихри судьбы пережил архитектурный шедевр и что его ждет в ближайшем будущем, выяснял корреспондент РИА Новости Крым.
Морской кадетский корпус
Во время русско-японской войны российский императорский флот потерял много боевых крейсеров, броненосцев, миноносцев. Для возобновления морской мощи на российских верфях было заложено около 80 кораблей различных классов и подводных лодок.
По его проекту объект делится на пять частей: северное крыло, северная соединительная часть, центральных вход, южная соединительная часть, южное крыло. Северное и южное крылья перед соединительными частями входили в колонные дворики. При этом, если смотреть на здание сверху, то оно напоминает орла, летящего к морю.
Впрочем, лавры от строительства учебного комплекса получил другой архитектор — Александр Венсан, который доработал проект и принимал участие в его строительстве. "В честь него после достройки здания в 60-х годах курсанты стали называть здание дворцом Венсана", — вспоминает заведующий музеем.
Именно этот преподаватель согласился показать корреспонденту РИА Новости Крым "Севастопольскую Голландию".
Шефом строящегося комплекса Николай II назначил своего сына Алексея, после чего кузница офицерских кадров получила название Севастопольский Его императорского высочества наследника цесаревича морской кадетский корпус.
Изначально строительство объекта планировалось завершить в конце 1916 года, а в 1917 году в МКК на учебу должен был прибыть и сын императора, но работы затянулись. "По состоянию на 1917 год было построено северное крыло, северный колонный дворик, северная соединительная часть, центральная часть была без крыши, южная соединительная часть и южное крыло — только два этажа", — поясняет собеседник сайта.
"У меня в архиве хранится протокол из жандармерии, в котором говорится, что подрядчики нанимали в Таврической губернии рабочих, обещая платить в день по 3,5 рубля. По факту же на руки выдавали 2,5 рубля в день. Рабочие устроили пикет. На место строительства прибыли жандармы, стали разбираться в ситуации, после чего стороны пришли к мирному согласию — подрядчик стал платить обещанные 3,5 рубля", — пересказывает протокол Филимонов.
"Командующий на тот момент Черноморским флотом контр-адмирал Михаил Саблин выделил на строительство здания все имеющиеся в морской казне деньги – 100 тыс рублей, и отдал дачу командующего в нижней Голландии под столовую для кадет. Командующий Белой армией Антон Иванович Деникин выделил порядка 17 млн рублей. Учебный процесс в здании начался в 1919 году, однако из-за наступающей Красной армии через неполный год все кадеты, прибывшие из Петербурга гардемарины и имущество училища были эвакуированы на линкоре "Генерал Алексеев" в тунисский порт Бизерта (военно-морская база Франции в Африке)", — рассказывает Филимонов.
Гидроавиация и ЭМШ
"Как и кадеты, курсанты морской авиации обучались в нижних флигелях. В северном крыле расположилась школа младших авиационных специалистов, где готовили пулеметчиков, торпедистов, аэрофотографов. Четыре из семи первых героев Советского Союза – летчики, спасшие экипаж раздавленного льдами в Чукотском море парохода "Челюскин", — учились в севастопольской Голландии", — подчеркнул Филимонов.
В начале 1930-х летную школу перевели в Ейск, в 1938 году отсюда убрали и школу младших авиационных специалистов. В здании разместили электромеханическую школу (ЭМШ) учебного отряда Черноморского флота.
Оборона Севастополя
"В ходе боев здание пострадало, но не сильно. Две бомбы попали в северную соединительную часть, еще несколько повредили перекрытия в центральной части. Много разрывов было около здания, было попадание снаряда крупного калибра в Южную соединительную часть", — отметил собеседник.
Перед уходом из Севастополя немцы минировали учебный корпус, но из-за активного продвижения советских войск подорвать его не успели. После освобождения города в северном крыле учебного корпуса были размещены немецкие военнопленные, которые восстанавливали поселок Бартеньевка и штольни Сухарной балки.
Время собирать камни
В 1948 году немцев убрали из корпуса, заселив в него 311-й Отдельный строительный батальон, который приступил к расчистке территории. В это время на верфях СССР закладывались новые боевые корабли, поэтому вновь возникла нехватка офицеров.
Бетонные рукава Севастополя: как ЧФ защитили от штормов и диверсантов >>
"Военно-морской министр СССР, адмирал Николай Кузнецов обращается к Сталину с просьбой восстановить здание бывшего морского кадетского корпуса и создать на его базе 3 высшее военно-морское инженерное училище. Сталин с ним соглашается. 15 декабря 1951 года Кузнецов издает приказ о начале формирования училища", — сказал Филимонов.
Верность по-севастопольски. Полжизни ради ржавой подлодки >>
Изначально проект здания предполагал строительство астрономического шпиля над центральной частью учебного корпуса. "Этот шпиль хотел восстановить руководитель училища, вице-адмирал Ашот Аракелович Саркисов. Строители обследовали чердак и сказали, что перекрытие крыши центральной части облегченно после восстановления и не выдержит его", — подчеркнул заведующий музеем "Севастопольская Голландия".
Полностью здание было восстановлено в начале 1960-х годов.
Исторические параллели: чем жил Севастополь 130 лет назад >>
В настоящее время состояние основного учебного корпуса находится не в самом лучшем состоянии: осыпались некоторые архитектурные элементы фасадов, колонн, балконов. Однако уже в ближайшие годы должна начаться масштабная реставрация объекта.