Владислав Сергиенко, журналист РИА Новости Крым
За безопасностью в аэропорту "Симферополь" в одну смену следят около 150 человек и несколько собак. По всему новому терминалу установлены видеокамеры, а пассажир, следующий на рейс, проходит несколько проверок. Корреспондент РИА Новости Крым пообщался с людьми, обеспечивающими защищенность главной воздушной гавани Крыма и всех, кто в ней находится.
Ты не пронесешь
"Наша основная задача – защита действий гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Мы осуществляем досмотр с помощью новейших технических средств. Спрятать что-либо от таких сканеров невозможно. Мы должны на 100% быть уверены в безопасности пассажиров и персонала", — рассказывает начальник смены службы авиационной безопасности подразделения досмотра Владимир Олейник. Он уже 18 лет работает в аэропорту "Симферополь" и за это время вместе со своими сотрудниками пресек сотни попыток пронести в терминалы запрещенные предметы.
"В случае, если мы находим у человека оружие, боеприпасы или взрывчатые вещества, то мы вызываем сотрудников полиции. Например, недавно нашли сувенир в виде минометного снаряда, к счастью, не взрывоопасный", — отметил Олейник. На место тут же были вызваны полицейские и взрывотехники, ведь необходимо было убедиться в безопасности предмета. В итоге его все равно изъяли.
Ни камней, ни зажигалок
"В "стерильную зону" нельзя проносить не только оружие, взрывчатку, легковоспламеняющиеся предметы, алкоголь более 70 оборотов и так далее, но и, например, жидкости объемом более 100 миллилитров. Стоит понимать, что если тара литровая, а в ней меньше 100 миллилитров, то все равно ее запрещено проносить. Такие вещи необходимо в багаж складывать. Нельзя брать с собой крупные камни. Хотя для многих это является откровением, ведь камни часто используются как сувениры", — поясняет Алиса.
"Нельзя проносить предметы, имитирующие оружие. Например, игрушки — их надо сдавать в багаж. Кроме того, пассажир может внести на борт не более одного термометра, тонометра и газовой зажигалки. Бензиновые зажигалки вносить запрещено", — поясняет инспектор.
Периметр под охраной
Начальник отдела Алексей Коновалов рассказывает: времени на отдых у специалистов нет, все рабочее время они задействованы.
"Наша основная задача – досмотр воздушных судов, охрана объектов на территории аэропорта в "стерильной зоне". По прилету самолета выгружается багаж, выходят пассажиры, в дальнейшем производится санитарная обработка, и в последнюю очередь приходим мы. Мы проверяем багажные отсеки, салон и так далее. Кроме того, следим, чтобы в зону стоянки воздушного судна не попали посторонние лица", — рассказывает Коновалов.
"Периметр постоянно контролируется на автомобиле совместно с полицией, все время ведется видеонаблюдение. Без последнего никак. Кроме того, на территории работают постовые. Лиц, которые пытались перелезть со злодейскими намерениями, мы не выявляли. А вот зевак много, и мы это пресекаем. Называется это "подзаборинг". Если люди просто находятся вблизи ограждения, мы делаем им предупреждение, если же человек попал в охраняемую зону, то мы передаем его соответствующим органам", — отмечает специалист.
"Часто пассажиры боятся летать, и если они отказываются от полета, мы должны на это реагировать. Это право пассажира и мы не можем ему отказать в желании выйти из самолета. По просьбе командира мы досматриваем место, где находился пассажир. Если у пассажира есть багаж, мы его находим, передаем в полицию, как и самого пассажира. Это правило. Он остается с полицией до того момента, пока самолет не сядет в аэропорту прибытия. На прошлой смене пассажир отказался от полета из-за вызова на работу. Командир дал команду освободить самолет и провести полный досмотр воздушного судна", — делится Коновалов.
"Гав" для нарушителя
"Мы собак готовим сами на базе питомника. Хорошо, если находим собачку подрощенную, а если не получается – берем щенком. Во втором случае проводим полный курс поиска взрывчатых веществ и оружия. В конце они проходят испытания и сдают зачеты. Вся процедура длится от полугода до года, в зависимости от возраста собаки", — говорит Головин, уточняя, что всего в аэропорту 13 собак, из которых четыре еще проходят обучение, а девять уже "дипломированные".
"Мы выбираем разные породы. В условиях аэропорта лучше всего, чтобы это была компактная и небольшая собака, не реагирующая на громкие звуки и толпу, да еще и не трусливая. Например, ирландский терьер, бордер-колли, миттельшнауцеры. Еще рассматриваем вариант – аусси (австралийская овчарка — ред.). Все хороши по-своему, все зависит исключительно от подготовки", — поясняет начальник кинологической группы.
Собаки уже давно показали, что не зря едят свой хлеб: им не раз удавалось выявить предметы, которые запрещены в аэропорту.
Для того, чтобы животные могли исполнять свои прямые обязанности, их необходимо соответствующе кормить, ведь рабочий день кинолога и собаки составляет 11 часов.
Кроме того, для них обустроены просторные и комфортные вольеры.
"Условия содержания у нас очень хорошие. У собак вольеры из двух помещений – зимнего и летнего. Все помещения утепленные, выложены плиткой", — отметил специалист.
Символом кинологической службы аэропорта "Симферополь" практически год назад стала бордер-колли Алиса. От общения с ней пассажиры получают особое удовольствие, ведь собака очень игривая и добрая. Пока она официально "на работу" не вышла, но уже в этом году приступит к своим обязанностям – поиску взрывчатки, оружия и боеприпасов.