Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ
Кремль наконец-то ввел санкции против украинских физических и юридических лиц. Украина, конечно, интерпретирует их по-своему, однако реальный смысл все-таки понимает.
Три когорты
На Украине публикация списка вызвала эмоции весьма противоречивые, и документ мгновенно стал инструментом внутриполитической грызни. Так, включенные в него лица и компании стали позиционировать это включение как доказательство собственного патриотизма. Бывший премьер Арсений Яценюк и нынешний спикер Верховной Рады Андрей Парубий говорят о чести оказаться в перечне столь достойных людей. А в заявлении крупнейшего украинского зернотрейдера "Нибулон" указано, что включение в список этой компании стало "местью за развитие украинской экономики, за масштабную инвестиционную деятельность, за независимую Украину, за европейский вектор развития нашего государства".
Все заносят Юле
Наконец, самые вдумчивые эксперты проводят еще более глубокий анализ. Казалось бы, в списке всех тварей оказалось по паре. Так, в нем – 127 украинских нардепов. Среди них более трети фракции "Блок Петра Порошенко", 20 из 21 депутата фракции "радикалов" Олега Ляшко, треть Юлиной "Батькивщины". Пропорции, вроде, более-менее соблюдены, однако на деле в списке идет серьезный перекос в пользу президента.
Конечно, Юля и ряд других лиц, не включенных в список, позиционируют его иначе – как доказательства близости к Кремлю самого Порошенко. "Мне кажется, этот список редактировался на Банковой (в Администрации президента — авт.), — заявил Игорь Коломойский. –Порошенко лично вычеркнул меня, давнего врага Путина, из списка, чтобы показать нашим американским партнерам, что я якобы стал агентом Кремля". А сама Тимошенко указывает, что в списке нет не только президента Порошенко, но и его крупнейших активов. "В санкционном списке, что удивительно, нет "Рошен" или "Ленинской кузни"… Чтобы бы это могло значить? Вы не знаете?", — вопрошает Юлия Тимошенко. В итоге каждый все-таки остается при своих.
Делаем выводы
Так, после просмотра тизера у западных партнеров должна выкристаллизоваться, наконец, мысль о том, что терпению Кремля пришел конец. Несколько лет после Майдана Москва училась смирению, старалась не реагировать на украинские провокации и не наказывать Киев симметричными ответами. Кремль, видимо, ждал, пока западные партнеры протрезвят украинских "коллег". Однако не протрезвили, и украинские провокации становились все более наглыми. Именно поэтому за последние месяцы Россия проводит целую серию акций (задержания судов в Азовском море, отказ повлиять на ДНР и ЛНР с целью переноса выборов, и, наконец, этот список), которые должны показать Западу, что Москва переходит к активным действиям. Не агрессивным, а именно активным. И если Европа не хочет обострения украинского конфликта (а она этого не хочет), то нужно успокоить Порошенко.
Наконец, важный сигнал посылается российской общественности, а также жителям ЛНР и ДНР. Кому-то могло в какой-то момент показаться, что Путин слишком пассивно реагирует на украинское хамство. Поэтому позиция президента и была прояснена – причем как санкциями, так и введением упрощенного порядка получения российского гражданства для тех, кто еще находится в украинском. Москва показывает, что своих она не бросает, чужих не трогает, а врагов наказывает (возможно, это нужно было показать раньше – однако все-таки лучше поздно, чем никогда). Да, пока показывает лишь тизер – однако он дает четкое понимание о том, что будет в трейлере. И, если трейлер будет проигнорирован, дает возможность представить, что будет в кино.