ЕВПАТОРИЯ, 21 авг — РИА Новости Крым, Алексей Вакуленко. Празднование Курбан-байрама, или Праздника жертвоприношения, который мусульмане отмечают во вторник, традиционно начинается ранним утром с праздничного намаза (молитвы). На нем в самой большой к настоящему времени на полуострове мечети Джума-Джами в Евпатории побывал корреспондент РИА Новости Крым.
Под аккомпанемент поставленного голоса священнослужителя опрятные мужчины непрекращающимся потоком по брусчатке направляются к мечети. Кто — в тюбетейке (так называемой "такъие"), кто — без. Несмотря на ранее утро (на часах немногим более шести), они бодры и полны сил. Миновав двор, останавливаются у входа в храм. Там их встречает колоритный длинноволосый мужчина с бородой — "ответственный по мечети". Почти всем входящим внутрь он пожимает руку, с кем-то обнимается. И хотя до начала праздничного намаза еще четверть часа, место внизу найти уже невозможно. Ответственный по мечети направляет входящих прихожан на второй этаж.
Установленные при входе в мечеть шкафчики для обуви забиты, что называется, под завязку. В праздничный день на всех их явно не хватает. Так что прихожане оставляют обувь прямо у входа, на островке не застеленного коврами старинного каменного пола.
"Не нужно иметь глубокое теологическое образование, чтобы понять, что есть создатель этого мира и что он — один, и что всевышний, избравший среди людей наилучших, пророков и посланников, через них передавал одинаковые знания о себе", — перейдя на русский, продолжает проповедь имам. На часах уже около семи, однако священнослужитель продолжает разъяснять прихожанам, как правильно произносить имена всевышнего и его пророков. Затем озвучивает план праздничного намаза — последовательность молитв и поклонов. И сидевшие на полу прихожане уже встают. На несколько секунд в храме повисает тишина. Если не молитвенная, то наверняка предшествующая молитве. Мгновение — и вот под купол мечети возносятся неизменные слова такбира (возвеличивания всевышнего): "Аллаху акбар".
Намаз завершается точно такой же тишиной. Некоторые прихожане начинают спешно покидать мечеть. Но перед уходом обязательно останавливаются у расположенного при входе ящика с надписью "Пожертвования на нужды мусульман" и кладут туда деньги.
Тем временем имам поднимается на минбар — трибуну, напоминающую лестницу, — и продолжает читать праздничную проповедь. Вместе с частью прихожан во двор мечети выходит седовласый человек с палочкой. Из-за проблем с ногами житель Евпатории Эскендер Апсиев просидел весь намаз на стуле, однако всякий раз вставал для совершения поклонов.
"Сейчас приду домой, там жена поздравит, кофе выпьем. Потом пойдем с пацанами (так он называет сыновей и внуков — ред.) на кладбище к отцу, зайдем к соседям, близким родственникам, старикам, больным – тем, кто не мог сюда прийти. Целый день поздравлений! — говорит он, присев на устланную ковром возвышенность сбоку от входа в мечеть. — Но я после обеда пойду к двум бабушкам, которые старше меня, им за восемьдесят, поздравлю их. А завтра утром зарежем барашка, мясо раздадим. Потом все близкие вместе посидим, вспомним тех, кто умер".
Совершить жертвоприношение можно по завершении праздничной молитвы в течение трех ближайших дней, потому и торопиться в этом плане некуда.
Некоторые исламские богословы считают этот обряд обязательным для каждого совершеннолетнего мусульманина, который постоянно проживает в одной местности и имеет средства на приобретение животного. Другие заверяют, что жертвоприношение не является предписанным, поскольку существуют мусульмане, которые в силу разных причин попросту не в состоянии совершить обряд. Из всех видов животных допустимо приносить в жертву исключительно верблюдов, коров (быков), буйволов, овец (баранов) или коз (козлов).
К Эскендеру-агъа подсаживается знакомый Ревет Сейтасан. "К родителям поеду, поздравлю с праздником, — рассказывает он и тут же уточняет: — У меня мама только осталась. Папу похоронили шесть лет назад, к нему на кладбище сегодня должен еще сходить. Он был имамом с 1991 по 2012 год, служил в одной из крымских мечетей". На вопрос, почему гостей в этот день принято потчевать именно сладостями, Ревет-агъа с улыбкой отвечает: "У нас пьют чай, кофе. Ну, а если чай и кофе, то к ним полагаются сладости. Все друг другу приносят сладости, поздравляют, особенно стариков. Это святое — поздравлять стариков в этот день, выражать почтение родителям".
Ответственный по мечети Энвер Чакалов выходит за ворота храма, где теперь провожает прихожан. С неизменным радушием, с которым встречал их пару часов назад. "В этот праздник желают друг другу здоровья, благополучия, дожить до следующего праздника, чтобы собраться так же, — смеется он, а затем серьезно добавляет: — Желают друг другу, чтобы в отношениях не возникали проблемы. Например, вопросы денег, кто кому должен… В этот день прощают друг друга. Год не разговаривают, бывают, а на Курбан-байрам приходит один к другому и говорит: "Прости меня". А другой в ответ: "И ты прости". Этот праздник — замечательный повод забыть обиды". Воистину.