СИМФЕРОПОЛЬ, 25 июл — РИА Новости Крым, Алексей Вакуленко. 38 лет назад в Москве на 43-м году жизни скончался выдающийся русский поэт и актер Владимир Высоцкий. Спустя ровно три года крымчане, преданные ценители творчества "шансонье всея Руси", посвятили его памяти фотовыставку в Симферополе. Название экспозиции дала строка поэта "Я, конечно, вернусь…". Никто из авторов выставки тогда не догадывался, что она стала первой в Советском Союзе.
К юбилею экспозиции ее соавтор Анатолий Тавровский рассказал РИА Новости Крым о том, каким паролем доверия для советских людей был Высоцкий, как, преодолев запреты, в течение почти 8 лет выставка сменила в Крыму 40 мест и какую запись в книге отзывов посетителей оставил певец Иосиф Кобзон.
Месячный план и съезд РСДРП
На разложенном в комнате Анатолия Борисовича диване — десятки фотографий Владимира Высоцкого, друзей и почитателей поэта, фотомгновения легендарной крымской выставки, книги (как Высоцкого, так и о нем). В таком виде диван напоминает наклоненный выставочный стенд. Рядом — две большие кожаные сумки. Одна напоминает футляр от музыкального инструмента, другая — саквояж. "Это все материалы, надо разбирать. В соседней комнате — столько же, если не больше", — признается Тавровский, по очереди похлопывая сумки по бокам.
Впоследствии директор кинотеатра получил строгий выговор. "И он сказал, что был бы готов получить еще три выговора, но снова предоставил бы помещение кинотеатра под такую экспозицию. Это был честный человек, — Анатолий Борисович берет в руки один из трех томов книги отзывов посетителей выставки. — Здесь география всего Советского Союза: Феодосия, Брянск, город Узловая Тульской области, Владивосток, Черкасск, Москва… Сотни отзывов. Люди писали от души то, что хотели, и о выставке, и о Высоцком", — говорит Анатолий Борисович.
В августе 1987 года с выставкой познакомился золотопромышленник и близкий друг поэта Вадим Туманов. "Добра Вам, так обычно подписывал Володя. О Вашей выставке я сегодня же расскажу Нине Максимовне (Высоцкой, матери поэта — ред.). 08.08.87 В. Туманов", — такую лапидарную запись оставил он в третьей книге отзывов.
На этой же встрече, представившийся начальником политотдела войсковой части в Байконуре, человек в штатском предложил выступить перед подчиненными. "Одно ваше выступление стоит всех политзанятий за год. У нас свой авиаполк, мы пришлем за вами самолет, за выставкой. Привезем, отвезем. Только вас прошу: не отказывайте". Я сказал, что не откажу. Но потом как-то все замялось, — говорит Тавровский и тут же добавляет: — Тем не менее, это свидетельствует о том, каким в то время было отношение к личности Высоцкого, его творчеству: это был воздух, необходимый людям".
Пароль доверия
В том, что выставка, о которой мечтали крымские ценители творчества Высоцкого, стала реальностью, не последнюю роль сыграл тогдашний главный инженер "Крымтоллейбуса" Эдуард Македонов. Именно в мастерской предприятия Александр Бжезинский создавал так называемую мебельную часть выставки. "Мы купленные материалы через забор загружали — рейки, ДВП… И когда нужно было вывезти готовые модули, Эдуард Иванович подписал накладную, которую мы благополучно предъявили военизированной охране, что стояла при входе на территорию предприятия, — продолжает Анатолий Борисович. — В те времена Высоцкий был паролем доверия. И те, кто нам шел навстречу, были порядочные люди, на которых можно было положиться. В нас же абсолютно не было никакого налета диссидентства. Заметные в Симферополе люди предупреждали, что ничего не получится и выставку запретят. Но мы были как тот шмель, который по законам аэродинамики летать не должен, но об этом не знает — и летает".
Народный поэт
По словам Тавровского, в блок-текстах выставки не было "ни малейшего слова неправды". "Все высказывания основывалась на публикациях из периодической печати, воспоминаниях близких и так далее, — заверяет он. — Кроме того, во время работы выставки Светлана Бравая перепечатывала все полученные отзывы, после чего я их посылал Нине Максимовне Высоцкой, с которой познакомился еще в 1982 году".
В конце беседы Тавровский подходит к пианино, на закрытой крышке которого лежит фоторабота соавтора выставки Валерия Акишева. На созданном путем объединения кадров фото запечатлена невообразимо длинная очередь к могиле Высоцкого на Ваганьковском кладбище. "В один из летних дней, когда к могиле выстроилась такая же очередь, к Нине Максимовне, как она мне рассказывала, подвели немца, довольно-таки пожилого, — говорит Анатолий Борисович. — Ему сказали, что это мама Высоцкого. И немец в трепете, со слезами на глазах произнес: "Разве можно было идти войной на такой народ, который готов четыре часа стоять под палящим солнцем, чтобы возложить цветы к могиле любимого поэта?.."