Конгрессмен Стив Коэн написал в твиттере: "Где наши военные? Главнокомандующий находится в руках врага!"
Where are our military folks? The Commander in Chief is in the hands of our enemy! https://t.co/3eF7OLKEdN
— Steve Cohen (@RepCohen) 16 июля 2018 г.
Бывший глава ЦРУ Джон Бреннан:
"Пресс-конференция Дональда Трампа в Хельсинки — это уже даже больше, чем "серьезное преступление" (подразумевается формулировка "серьезное преступление" из условий, необходимых для импичмента президента США. — Прим. авт.). Это была самая настоящая измена родине. Комментарии Трампа были не просто дебильными. Он полностью в кармане Путина. Республиканские патриоты, где вы???"
Donald Trump’s press conference performance in Helsinki rises to & exceeds the threshold of “high crimes & misdemeanors.” It was nothing short of treasonous. Not only were Trump’s comments imbecilic, he is wholly in the pocket of Putin. Republican Patriots: Where are you???
— John O. Brennan (@JohnBrennan) 16 июля 2018 г.
Британская государственная пропаганда не отстает от американских коллег. "Трамп встал на сторону Путина против ФБР", — сообщает зрителям и читателям BBC.
The BBC headline pic.twitter.com/FFYRuqsCbf
— Michael Del Moro (@MikeDelMoro) 16 июля 2018 г.
#TreasonSummit (#СаммитПредательства или #СаммитИзмены) — самый популярный хештег в американском сегменте твиттера. Очень ярко выступил сенатор Джон Маккейн, который в специальном заявлениипо поводу саммита подчеркнул, что встреча была "трагической ошибкой". Более того, Маккейн заявил, что Трамп "жалким образом <…> унизился перед тираном", подразумевая, что тиран — это Путин.
Стоит отметить, что спикер палаты представителей США довольно ясно сформулировал доктрину морального превосходства Америки над Россией, подразумевая, что Соединенные Штаты имеют моральное право действовать как угодно, вмешиваться в чужие выборы, убивать президентов других государств, бомбить страны без мандата ООН и лишать жизни без суда и следствия их граждан. И при этом все равно Штаты будут сохранять моральное превосходство над Россией — просто в силу того, что у Вашингтона есть некие высокие идеалы и ценности.
Глядя на медийную и политическую реакцию на саммит, можно подумать, что вся Америка в едином порыве восстала против "предателя Трампа", но это было бы ошибочной оценкой. У многих американцев медийная истерика вызвала здоровый смех или даже чувство облегчения, основанное на простой логике "от противного": если ненавистный избирателям истеблишмент так зол на действия главы государства, значит, президент все делает правильно. А когда американский сенатор Линдси Грэм доводит истерику до абсолютного абсурда и требует, чтобы мяч с триумфального чемпионата, подаренный Путиным Трампу, был обязательно проверен на наличие шпионской аппаратуры, — он сам немедленно становится объектом насмешек.
Raise your hand if you don’t want to go to war with a nuclear power bc John Podesta’s password was passw0rd
— Jack Posobiec🇺🇸 (@JackPosobiec) 16 июля 2018 г.
Более того, медийные усилия по продвижению мифа о решающей роли России в избрании Трампа приводят к неожиданным побочным эффектам. Например, в прямой эфир американского парламентского телеканала C-Span дозвонилась жительница штата Кентукки, которая на полном серьезе заявила, что она "хотела бы поблагодарить россиян за вмешательство в выборы, не давшее Хиллари Клинтон стать президентом". Определенная часть аудитории однозначно видит ситуацию по схеме "враг моего врага — мой друг", и в качестве общего врага вполне подходит клан Клинтон.
“Ill try not to sound too awful. But I want to thank the Russians for interfering in our election to stop Hillary Clinton from becoming President” — C-SPAN caller pic.twitter.com/ROkQrL7Fgc
— Quoth the Raven (@QTRResearch) 16 июля 2018 г.
Саммит в Хельсинки в некотором смысле оказался более результативным, чем можно было ожидать. До встречи мы писали, что "если два мастера политического реализма (Путин и Трамп. — Прим. авт.) договорятся между собой — это будет хорошей новостью для всего мира. Хотя бы потому, что, когда прагматики договариваются, пушки молчат".
Дональд Трамп уже после визита, отвечая на цунами критики в свой адрес, заявил: "Я лучше возьму на себя политический риск, пытаясь добиться мира, чем буду рисковать миром ради политики".
I would rather take a political risk in pursuit of peace, than to risk peace in pursuit of politics. #HELSINKI2018 pic.twitter.com/XdlrJWLPIh
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) 16 июля 2018 г.
Эта очень нехарактерная для американского истеблишмента позиция. И она дает определенную надежду на то, что у мира действительно есть шанс, и на то, что этот шанс после саммита стал хоть немного, но больше.