Александр Форманчук, политолог, заместитель председателя Общественной палаты РК
Пятый раз в российском Крыму отмечают очередную годовщину насильственного переселения крымских татар как день общей исторической памяти и скорби. 74 года назад за пределы Крымской АССР, входившей в состав РСФСР, сталинским режимом без суда и следствия был выселен целый народ численностью около 200 тысяч человек. Чуть позже та же участь постигла крымских армян, греков и болгар. В 1941 году эту историческую несправедливость испытали на себе более 50 тысяч крымских немцев. Если к ним добавить выселение крымских итальянцев, геноцид крымчаков и крымских евреев, то становятся более очевидными подлинные масштабы и глубина этой человеческой трагедии, память о которой навсегда обязаны свято хранить и почитать последующие поколения крымчан. Что мы ежегодно и делаем.
Такое ощущение пришло к крымчанам уже после возвращения полуострова в состав Российской Федерации и с каждым годом оно усиливается, утверждая всех нас в исторической закономерности всего, что произошло в Крыму когда-то и того, что происходит здесь сегодня. Несмотря на все сложности и противоречия этого эволюционного процесса, который в первую очередь касается проблем крымских татар.
Особенно это проявилось на этапе распада СССР и во время поиска оптимальной новой политической модели национального движения крымских татар в процессе его трансформации на протяжении 23-х лет пребывания Крыма в составе независимой и суверенной Украины. Именно тогда лидерами национального движения в лице Мустафы Джемилева и подконтрольного ему меджлиса* (организация "Меджлис крымско-татарского народа", запрещена в РФ) была поставлена завышенная историческая планка борьбы крымских татар за превращение Автономной Республики Крым из территориальной в национально-территориальную автономию. То есть в крымско-татарскую автономию.
В условиях становления украинской государственности на разгоряченном постсоветском пространстве такая стратегическая цель национального движения крымских татар при определенных обстоятельствах могла получить вполне реальную перспективу. Однако бурные события знаменитой "Крымской весны" 2014 года прервали эту перспективу, предложив совершенно иной исторический контекст.
Однако значительная часть крымских татар продолжает жить в инерционном режиме представлений украинского периода, испытывая на себе влияние запрещенного российским законодательством меджлиса*. Эти представления сформированы на понятиях крымских татар как коренного народа, что автоматически рождает их право на национальное самоопределение. То есть на крымско-татарскую автономию в рамках крымского полуострова. Требования такой автономии составляли основной смысл протестного ежегодного митинга крымских татар 18 мая на симферопольской площади Ленина.
Разумеется, данная ситуация является источником межнационального напряжения, которое в основном провоцируется так называемым меджлисом* в "изгнании". Достаточно вспомнить организованную им транспортную блокаду Крыма и подрыв линий высоковольтных передач, приведший к печально памятному для всех крымчан "блэкауту". Большие усилия предпринимает меджлис* для нагнетания информационной войны, центральной темой которой выдаются "многочисленные нарушения прав коренного народа в оккупированном" Крыму.
Любопытно, что главным объектом этих "нарушений" являются активисты запрещенной в России исламистской радикальной организации "Хизб-ут Тахрир"*. До 2014 года меджлис* не только отмежевывался от "хизбов"*, но и сотрудничал с крымскими властями в вопросах их преследования. А ныне эта тема активно эксплуатируется для "доказательств" вины России в "нарушении прав коренного народа". Увы, но двойные стандарты стали привычными и никого уже не удивляют.
И, конечно же, важно свято чтить память крымских татар о трагической для них дате 18 мая 1944 года. Для крымского многонационального сообщества это день общей исторической памяти и скорби. Нет малейших сомнений, что именно так и пройдут на полуострове многочисленные мероприятия, приуроченные к этой траурной для всех дате. Ведь Крым – наш многонациональный общий дом! Где все равны и достойны общего благополучного будущего в составе России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
*Экстремистские организации, запрещенные в России