Александр Бедрицкий, директор Таврического информационно-аналитического центра
Захват украинскими пограничниками в Азовском море рыболовецкого судна "Норд", приписанного к Керчи, можно было бы назвать проходным эпизодом в новейшей истории российско-украинских взаимоотношений. В конце концов в последние годы Украина уже несколько раз предпринимала пиратские действия, обстреливая и пыталась захватить буровые вышки "Черноморнефтегаза". И уж конечно этот инцидент теряется на фоне беспрецедентного давления на Россию со стороны "коллективного Запада" по "делу Скрипаля", однако некоторые моменты, помимо, естественно, главного – что российский экипаж оказался заложником грязных политических игр – указывают на то, что это дело может оказаться значительно более серьезным, чем кажется на первый взгляд.
В этих условиях у России остается не так уж много вариантов реагирования и каждый из них сопряжен с определенными издержками. Совершенно очевидно, что проблема не может быть решена только дипломатическим путем – Украина уже неоднократно, начиная от переворота 20 декабря 2014 года, "президентских выборов" 25 мая 2014 года и начала пресловутой АТО, демонстрировала пренебрежение и собственным законодательством, и международным правом, а ее поддержка Западом в этих случаях показывает, что апелляция к международным инстанциям также не принесет результата.
Постоянное патрулирование в районах промысла в значительной степени является средством избежать повторения подобных провокаций в будущем, но никак не может повлиять на судьбу захваченного судна и его экипажа.
Наконец, сохраняется возможность использовать потенциал двусторонних договоренностей и, возможно, это было бы лучшим решением. Захватив российское судно, Украина грубо нарушила положения договора 2003 года. В этих условиях Россия могла бы предупредить, а в случае невыполнения условия — пойти на временное перекрытие Керченского пролива для прохождения всех судов, следующих под украинским флагом, до освобождения "Норда" с экипажем и возвращения Украины к соблюдению договора.
Но если уж приводить параллели с холодной войной, то об одной из особенностей того периода Украине забывать ни в коем случае нельзя: взаимное ядерное сдерживание не допускало перехода крайне натянутых отношений в прямое вооруженное столкновение между Соединенными Штатами и Советским Союзом, но войны, в которых участвовали, когда прямо, а когда опосредованно, сверхдержавы, велись в самых разных уголках мира. Об американском подходе достаточно красноречиво говорит название одной из книг советника президента Дж. Картера по национальной безопасности З. Бжезинского, так и не сумевшего преодолеть логику холодной войны, — "Великая шахматная доска". В той партии, которую сейчас пытаются вновь разыграть Соединенные Штаты, Украине отводится далеко не главная роль и ею легко пожертвуют, если того потребует логика противостояния. Собственно, вся череда событий, начиная с первой "оранжевой революции" и заканчивая развязанной в Донбассе гражданской войной, слишком хорошо доказывает этот факт. Как бы ни развивались события в дальнейшем, Украина уже находится среди проигравших. Хотя бы потому, что пешка, или даже какая-то шахматная фигура, не может выиграть.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции