Александр Бедрицкий, директор Таврического информационно-аналитического центра
При этом, если сначала озвучивалась реальная аргументация европейцев в вопросе признания результатов референдума – опасения в том, что за Крымом последуют и другие регионы, то в последствие она уступила место простому наращиванию пропагандистской риторики. Так, в выступлении 8 июля 2014 года в Атлантическом совете в Вашингтоне министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт вполне открыто заявил, что Европа "не должна признавать аннексию (Крыма), в противном случае она окажется перед лицом других Крымов". Теперь же Госдепартамент заявляет, что это был "постановочный референдум под присмотром российских войск", а верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности заявляет, что Евросоюз считает незаконным проведение выборов президента России в Крыму и не признает их результатов.
Как ни парадоксально, но проведение избирательной кампании 2018 года в Крыму в отношении западной оценки во многом напоминает проведение референдума 16 марта 2014 года, а напоминание об обстоятельствах крымского референдума позволяет дать ответ на вопрос, чем грозит "непризнание" выборов в Крыму.
Со стороны Запада же на этом примере мы сталкиваемся с осознанным (что говорит о предвзятости), либо неосознанным (что свидетельствует о непрофессионализме) стремлении подменить рассмотрение политического феномена, утверждением его ничтожности, а также и с прямым передергиванием фактов.
Не менее значительным представляется практически буквальное совпадение обстоятельств и обоснования крымского референдума 2014 года и провозглашения независимости Украины в 1991 году. Официальные документы свидетельствуют об этом красноречиво и беспристрастно.
Постановление Верховного Совета АРК от 6 марта 2014 года в точности на него походит: "События, произошедшие в феврале 2014 года в г. Киеве, резко обострили общественно-политическую ситуацию в Украине. Захватившие в результате антиконституционного переворота власть националистические силы грубо нарушают Конституцию и законы Украины, неотъемлемые права и свободы граждан, включая право на жизнь, свободу мысли и слова, право говорить на родном языке.
Выражая огромную тревогу в отношении создавшейся вокруг Крыма общественно-политической ситуации, подтверждая приоритет общечеловеческих ценностей, приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, в целях реализации волеизъявления населения Крыма и в связи с отсутствием легитимных органов государственной власти в Украине, в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 18 и пунктом 3 части второй статьи 26 Конституции Автономной Республики Крым…"
Таким образом, Крым руководствовался теми же политико-правовыми обстоятельствами, что привели к возникновению Незалежной. Ими стали: опасность, нависшая над автономными образованиями в составе государства; государственный переворот в государстве, повлиявший на принятие решения автономии; строгое следование общепринятым принципам и нормам международного права, обеспечивающих реализацию воли населения автономного образования на самоопределение.
Не вызывает сомнения, что в условиях нарастающей истерии спокойные аргументы в пользу законности воссоединения Крыма с Россией будут без рассмотрения отметаться Западом, но из этого вовсе не следует, что периодическое напоминание о них лишено смысла. Они потребуются в дальнейшем, и прежде всего самим западным "партнерам".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции