Мост через Керченский пролив, который соединит Крым и Краснодарский край, будет самым протяженным в России — его длина составит 19 километров. Начало движения автомобилей по мосту запланировано на декабрь 2018 года. Этапы строительства моста — в фотоленте Ria.ru.
© РИА Новости/ Алексей ПавлишакУтром 13 октября строители подняли автодорожную арку моста через Керченский пролив на проектную высоту и начали ее закреплять на фарватерных опорах.
![Установка автодорожной арки в процессе строительства Крымского моста в Керченском проливе. 13 октября 2017 Установка автодорожной арки в процессе строительства Крымского моста в Керченском проливе. 13 октября 2017](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/70/1112297016_0:0:966:644_600x0_80_0_1_656d4a23717b8339fceb0a20633eaecb.jpg)
1 из 25
Утром 13 октября строители подняли автодорожную арку моста через Керченский пролив на проектную высоту и начали ее закреплять на фарватерных опорах.
© РИА Новости/ Алексей Павлишак
© © РИА Новости/ Михаил КлиментьевИдея возведения моста через Керченский пролив появилась в 2014 году. В феврале 2016 года проектная документация моста получила положительное заключение государственной экспертизы и уже в марте началось возведение свайных фундаментов конструкции. Президент России Владимир Путин 18 марта приехал в Керчь, чтобы проверить ход работ.
![Президент России Владимир Путин, заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак и руководитель Росавтодора Роман Старовойт во время облета транспортного перехода через Керченский пролив. 18 марта 2016 Президент России Владимир Путин, заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак и руководитель Росавтодора Роман Старовойт во время облета транспортного перехода через Керченский пролив. 18 марта 2016](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/72/1112297226_0:0:966:642_600x0_80_0_1_78ee60a4d026b07781150212641cd7e0.jpg)
2 из 25
Идея возведения моста через Керченский пролив появилась в 2014 году. В феврале 2016 года проектная документация моста получила положительное заключение государственной экспертизы и уже в марте началось возведение свайных фундаментов конструкции. Президент России Владимир Путин 18 марта приехал в Керчь, чтобы проверить ход работ.
© © РИА Новости/ Михаил Климентьев
© РИА Новости/ Михаил КлиментьевМост возводится между Керченским и Таманским полуостровами через остров Тузла. Этот маршрут строительства был выбран из семидесяти четырех вариантов. Общая протяженность перехода моста составит 19 километров.
![Остров Тузла. 18 марта 2016 Остров Тузла. 18 марта 2016](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/73/1112297379_0:0:966:575_600x0_80_0_1_3a8c204aa94b95bc1ea2d3cbfaecb9e7.jpg)
3 из 25
Мост возводится между Керченским и Таманским полуостровами через остров Тузла. Этот маршрут строительства был выбран из семидесяти четырех вариантов. Общая протяженность перехода моста составит 19 километров.
© РИА Новости/ Михаил Климентьев
© © РИА Новости/ Михаил КлиментьевВ марте 2016 года работа велась одновременно на нескольких участках строительства общей протяженностью более 10 километров.
![Вертолет над островом Тузла. 18 марта 2016 Вертолет над островом Тузла. 18 марта 2016](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/75/1112297538_0:0:966:642_600x0_80_0_1_2fc7310be4d580fbe102960f011473e0.jpg)
4 из 25
В марте 2016 года работа велась одновременно на нескольких участках строительства общей протяженностью более 10 километров.
© © РИА Новости/ Михаил Климентьев
© Фото: Инфоцентр "Крымский мост"Первая опора моста через Керченский пролив была готова в апреле 2016 года, а к июню строители погрузили на сухопутных и морских участках строительства более тысячи свай.
![Строительство рабочего моста № 2 от острова Тузла до фарватера Керчь-Еникальского канала. Май 2016 Строительство рабочего моста № 2 от острова Тузла до фарватера Керчь-Еникальского канала. Май 2016](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/79/1112297916_0:0:966:644_600x0_80_0_1_7d5167a093813a4887f21b7c7a8e3abe.jpg)
5 из 25
Первая опора моста через Керченский пролив была готова в апреле 2016 года, а к июню строители погрузили на сухопутных и морских участках строительства более тысячи свай.
© Фото: Инфоцентр "Крымский мост"
© Фото: Роскосмос/Олег СкрипочкаМонтаж пролетов и опор велся с июня, а в августе строители начали сооружение судоходной части моста. На фото: снимок моста, сделанный космонавтом Олегом Скрипочкой с борта МКС 29 августа.
![Космический снимок зоны строительства моста через Керченский пролив от космонавта Олега Скрипочки. Август 2016 Космический снимок зоны строительства моста через Керченский пролив от космонавта Олега Скрипочки. Август 2016](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/80/1112298034_0:0:966:644_600x0_80_0_1_8d6dea560abade07c90dca0fc2cfa3ac.jpg)
6 из 25
Монтаж пролетов и опор велся с июня, а в августе строители начали сооружение судоходной части моста. На фото: снимок моста, сделанный космонавтом Олегом Скрипочкой с борта МКС 29 августа.
© Фото: Роскосмос/Олег Скрипочка
© Фото: Инфоцентр "Крымский мост"Зимой на суше началось сооружение морских пролетов моста. К февралю на стендах было собрано почти пять с половиной тысяч тонн блоков арок.
![Строители сооружают морские пролеты моста в Крым. 1 февраля 2017 Строители сооружают морские пролеты моста в Крым. 1 февраля 2017](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/81/1112298121_0:0:965:543_600x0_80_0_1_03ab9a5e70330fea016586850ec0e521.jpg)
7 из 25
Зимой на суше началось сооружение морских пролетов моста. К февралю на стендах было собрано почти пять с половиной тысяч тонн блоков арок.
© Фото: Инфоцентр "Крымский мост"
© РИА Новости/ Виталий ТимкивСудоходный пролет моста будет лежать на двух массивных опорах, которые возводились за границами фарватера и не затрагивают зону судоходства. Строительство этих опор велось поэтапно на протяжении года.
![Строительство транспортного перехода через Керченский пролив в Азовском море. 13 марта 2017 Строительство транспортного перехода через Керченский пролив в Азовском море. 13 марта 2017](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/82/1112298201_0:0:966:644_600x0_80_0_1_6d6b1dc927cda3e8651ac6e8e480ac94.jpg)
8 из 25
Судоходный пролет моста будет лежать на двух массивных опорах, которые возводились за границами фарватера и не затрагивают зону судоходства. Строительство этих опор велось поэтапно на протяжении года.
© РИА Новости/ Виталий Тимкив
© РИА Новости . Виталий Тимкив / Перейти в фотобанкВ конце февраля 2017 года в Крыму началось строительство автомобильного подхода к мосту. Новая дорога длиной почти в 9 километров свяжет мост с трассой "Таврида".
![Строительство Крымского моста Строительство Крымского моста](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/83/1112298304_0:0:3071:2046_600x0_80_0_1_502a9ea20b731433d86c785e177e562a.jpg)
9 из 25
В конце февраля 2017 года в Крыму началось строительство автомобильного подхода к мосту. Новая дорога длиной почти в 9 километров свяжет мост с трассой "Таврида".
© РИА Новости . Сергей Мальгавко / Перейти в фотобанкВ начале апреля строители начали бетонирование одной из двух фарватерных опор моста. Фундамент каждой такой опоры состоит из 95 свай, сделанных из толстостенной стальной трубы.
![Строительство Крымского моста Строительство Крымского моста](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/84/1112298443_0:0:3075:2048_600x0_80_0_1_1d637f310312159d230555c653f8cb69.jpg)
10 из 25
В начале апреля строители начали бетонирование одной из двух фарватерных опор моста. Фундамент каждой такой опоры состоит из 95 свай, сделанных из толстостенной стальной трубы.
© Фото: Инфоцентр "Крымский мост"К маю строители завершили сооружение половины опор моста через Керченский пролив, в том числе все сухопутные опоры автодорожной части конструкции.
![Готовые морские опоры для автомобильной части моста, погружение свай в акваторию под железнодорожные опоры. Апрель 2017 Готовые морские опоры для автомобильной части моста, погружение свай в акваторию под железнодорожные опоры. Апрель 2017](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/85/1112298562_0:0:966:723_600x0_80_0_1_654caab553965195c37cec8eede0ef54.jpg)
11 из 25
К маю строители завершили сооружение половины опор моста через Керченский пролив, в том числе все сухопутные опоры автодорожной части конструкции.
© Фото: Инфоцентр "Крымский мост"
© РИА Новости . Сергей Мальгавко / Перейти в фотобанкВ конце мая строители приступили к сооружению тел фарватерных опор автодорожного и железнодорожного мостов через Керченский пролив. Для этой работы потребовалось около 2,8 тысячи тонн арматуры и больше 5,5 тысячи кубометров бетона.
![Строительство моста через Керченский пролив в Крыму Строительство моста через Керченский пролив в Крыму](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/86/1112298661_0:0:2999:2048_600x0_80_0_1_868b79d2d24af5ecddfa9ec791a6da1a.jpg)
12 из 25
В конце мая строители приступили к сооружению тел фарватерных опор автодорожного и железнодорожного мостов через Керченский пролив. Для этой работы потребовалось около 2,8 тысячи тонн арматуры и больше 5,5 тысячи кубометров бетона.
© РИА Новости . Александр Полегенько / Перейти в фотобанкК 16 июня на керченском берегу была завершена сборка железнодорожного арочного пролета: строители замкнули свод арки на высоте 45 метров от основания конструкции. Сборка арки продолжалась год. Общий вес пролета превысил 5,8 тысячи тонн.
![Завершена сборка железнодорожной арки Крымского моста Завершена сборка железнодорожной арки Крымского моста](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/87/1112298786_0:0:3143:2048_600x0_80_0_1_bda354813a12d9e8c70999ac1fe4dfd9.jpg)
13 из 25
К 16 июня на керченском берегу была завершена сборка железнодорожного арочного пролета: строители замкнули свод арки на высоте 45 метров от основания конструкции. Сборка арки продолжалась год. Общий вес пролета превысил 5,8 тысячи тонн.
© Фото: Инфоцентр "Крымский мост"В июле 2017 года на мосту стартовали работы по устройству дорожного покрытия: была начата укладка его нижнего слоя. Первый асфальтобетон уложили на четырех пролетах моста на острове Тузла.
![Устройство дорожного покрытия на участке автодорожного моста на острове Тузла. Июль 2017 Устройство дорожного покрытия на участке автодорожного моста на острове Тузла. Июль 2017](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/89/1112298952_0:0:966:644_600x0_80_0_1_3f76a8727ebcb096d96badc9d27676fc.jpg)
14 из 25
В июле 2017 года на мосту стартовали работы по устройству дорожного покрытия: была начата укладка его нижнего слоя. Первый асфальтобетон уложили на четырех пролетах моста на острове Тузла.
© Фото: Инфоцентр "Крымский мост"
© Фото: Инфоцентр "Крымский мост"В Керчи на горе Митридат 12 августа в честь масштабного строительства установили пятиметровую скамейку, выполненную в форме букв, составляющих слова "Крымский мост". Сооружение из металла длиной в пять метров весит полтонны. Скамейка стала подарком жителям города от строителей моста.
![Скамейка Крымский мост. 12 августа 2017 Скамейка Крымский мост. 12 августа 2017](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/90/1112299082_0:0:965:639_600x0_80_0_1_2ba9885d314bd5b1578ae626e7a0e319.jpg)
15 из 25
В Керчи на горе Митридат 12 августа в честь масштабного строительства установили пятиметровую скамейку, выполненную в форме букв, составляющих слова "Крымский мост". Сооружение из металла длиной в пять метров весит полтонны. Скамейка стала подарком жителям города от строителей моста.
© Фото: Инфоцентр "Крымский мост"
© Фото: инфоцентр "Крымский мост"Операция по установке железнодорожного пролета моста через Керченский пролив началась утром 27 августа 2017 года. Арка длиной 227 метров и высотой 45 метров была доставлена к фарватерным опорам с помощью специальных плавучих понтонов. Поздно вечером 28 августа начался подъем пролета с помощью мощных домкратов, который успешно завершился утром 29 числа.
![Железнодорожная арка Крымского моста доставлена на фарватер. 28 августа 2017 Железнодорожная арка Крымского моста доставлена на фарватер. 28 августа 2017](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/92/1112299254_0:0:966:643_600x0_80_0_1_3006ef671b546f17ac3bc9a15100d39b.jpg)
16 из 25
Операция по установке железнодорожного пролета моста через Керченский пролив началась утром 27 августа 2017 года. Арка длиной 227 метров и высотой 45 метров была доставлена к фарватерным опорам с помощью специальных плавучих понтонов. Поздно вечером 28 августа начался подъем пролета с помощью мощных домкратов, который успешно завершился утром 29 числа.
© Фото: инфоцентр "Крымский мост"
© Фото: инфоцентр "Крымский мост" Железнодорожная арка моста весом 6 тысяч тонн была закреплена на фарватерных опорах на высоте 35 метров над уровнем моря. В течение следующей недели под аркой через пролив прошли более 550 судов, идущих транзитом по Керчь-Еникальскому каналу из Черного моря в Азовское и обратно.
![Большой десантный корабль Черноморского флота Азов впервые прошел под аркой моста через Керченский пролив Большой десантный корабль Черноморского флота Азов впервые прошел под аркой моста через Керченский пролив](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111183/78/1111837895_0:0:4170:2762_600x0_80_0_1_f14abf2598dac9af027f983fe5dbec0a.jpg)
17 из 25
Железнодорожная арка моста весом 6 тысяч тонн была закреплена на фарватерных опорах на высоте 35 метров над уровнем моря. В течение следующей недели под аркой через пролив прошли более 550 судов, идущих транзитом по Керчь-Еникальскому каналу из Черного моря в Азовское и обратно.
© Фото: инфоцентр "Крымский мост"
© Фото: Роскосмос/Сергей РязанскийРоссийский космонавт Сергей Рязанский 2 сентября опубликовал в социальных сетях снимки моста через Керченский пролив, сделанные с борта МКС. В подписи к фото Рязанский отметил, что космонавты следят за процессом строительства моста с орбиты.
![Космический снимок зоны строительства моста через Керченский пролив от космонавта Сергей Рязанского. 2 сентября 2017 Космический снимок зоны строительства моста через Керченский пролив от космонавта Сергей Рязанского. 2 сентября 2017](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/93/1112299371_0:0:965:643_600x0_80_0_1_debb34785d10df86731ef44828045334.jpg)
18 из 25
Российский космонавт Сергей Рязанский 2 сентября опубликовал в социальных сетях снимки моста через Керченский пролив, сделанные с борта МКС. В подписи к фото Рязанский отметил, что космонавты следят за процессом строительства моста с орбиты.
© Фото: Роскосмос/Сергей Рязанский
© Фото: Роскосмос/"Ресурс-П"Спустя неделю после установки железнодорожной арки инженеры провели комплексный мониторинг, который не зафиксировал нештатных отклонений в деформации и осадке конструкций моста. На фото: космический аппарат РОСКОСМОСА "Ресурс-П" запечатлел 4 сентября проход судна под железнодорожной аркой моста.
![Проход под железнодорожной аркой Крымского моста морского судна на снимке космического аппарата РОСКОСМОСА Ресурс-П. 4 сентября 2017 Проход под железнодорожной аркой Крымского моста морского судна на снимке космического аппарата РОСКОСМОСА Ресурс-П. 4 сентября 2017](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/95/1112299517_0:0:965:682_600x0_80_0_1_7aebb402fe401788002cd08ab254ab1f.jpg)
19 из 25
Спустя неделю после установки железнодорожной арки инженеры провели комплексный мониторинг, который не зафиксировал нештатных отклонений в деформации и осадке конструкций моста. На фото: космический аппарат РОСКОСМОСА "Ресурс-П" запечатлел 4 сентября проход судна под железнодорожной аркой моста.
© Фото: Роскосмос/"Ресурс-П"
© Инфоцентр "Крымский мост" / Перейти в фотобанкРано утром 11 октября автодорожную арку моста длиной 227 метров и высотой 45 метров погрузили на специальные плавучие опоры и вывели ее на фарватер Керчь-Еникальского канала.
![Транспортировка автодорожной арки на специальных плавучих опорах к фарватеру Крымского моста в Керченском проливе Транспортировка автодорожной арки на специальных плавучих опорах к фарватеру Крымского моста в Керченском проливе](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/96/1112299661_0:0:3072:2047_600x0_80_0_1_3cfc51e17e01ec4da9d9042ffac1e510.jpg)
20 из 25
Рано утром 11 октября автодорожную арку моста длиной 227 метров и высотой 45 метров погрузили на специальные плавучие опоры и вывели ее на фарватер Керчь-Еникальского канала.
© Инфоцентр "Крымский мост"
© РИА Новости . Александр Полегенько / Перейти в фотобанкК вечеру 11 октября плавучие опоры доставили автодорожный арочный пролет моста в створ между фарватерными опорами.
![Плавучие опоры с автодорожной аркой моста в Крым на фарватере Керчь-Еникальского канала Плавучие опоры с автодорожной аркой моста в Крым на фарватере Керчь-Еникальского канала](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/97/1112299767_0:0:3049:2048_600x0_80_0_1_c9aaedbafa25a15d4c6fa2ecd5b0b99b.jpg)
21 из 25
К вечеру 11 октября плавучие опоры доставили автодорожный арочный пролет моста в створ между фарватерными опорами.
© Фото: страница инфоцентра Крымский мост в FacebookПосле того, как на арочном пролете закрепили подъемные тросы, была проведена работа по подготовке 12 домкратов, грузоподъемность каждого из которых составляет 650 тонн. Подъем дорожного пролета начался утром 12 октября.
![Операция по установке автодорожной арки Крымского моста Операция по установке автодорожной арки Крымского моста](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/98/1112299863_0:0:966:474_600x0_80_0_1_d838d9c96f457bac2f8c4012dce656bf.jpg)
22 из 25
После того, как на арочном пролете закрепили подъемные тросы, была проведена работа по подготовке 12 домкратов, грузоподъемность каждого из которых составляет 650 тонн. Подъем дорожного пролета начался утром 12 октября.
© Фото: страница инфоцентра Крымский мост в Facebook
© РИА Новости . Алексей Павлишак / Перейти в фотобанкАвтодорожный пролет конструктивно отличается от железнодорожного, вес которого на тысячу тонн больше: связь нижнего пояса с аркой обеспечивают гибкие подвески — цельные стальные канаты толщиной шесть сантиметров.
![Установка автодорожной арки Крымского моста Установка автодорожной арки Крымского моста](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111229/99/1112299962_0:0:3071:2048_600x0_80_0_1_367d5b5a7a3b6f3d988ccd27b0275efc.jpg)
23 из 25
Автодорожный пролет конструктивно отличается от железнодорожного, вес которого на тысячу тонн больше: связь нижнего пояса с аркой обеспечивают гибкие подвески — цельные стальные канаты толщиной шесть сантиметров.
© РИА Новости . Алексей Павлишак / Перейти в фотобанкОперация по установке автодорожной арки проходила в несколько этапов. Весь процесс подъема пролета на 35-метровую высоту занял порядка пяти часов.
![Автодорожная арка Крымского моста поднята на опоры Автодорожная арка Крымского моста поднята на опоры](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111230/01/1112300100_0:0:3071:2048_600x0_80_0_1_f1fd913abb910c95274b72f5c07754c2.jpg)
24 из 25
Операция по установке автодорожной арки проходила в несколько этапов. Весь процесс подъема пролета на 35-метровую высоту занял порядка пяти часов.
© РИА Новости . Алексей Павлишак / Перейти в фотобанкНа следующем этапе мостостроители закрепят конструкцию "ветровыми связями" - временными балками, которые зафиксировуют положение арки в пролете для окончательного монтажа.
![Автодорожная арка Крымского моста поднята на опоры Автодорожная арка Крымского моста поднята на опоры](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111230/02/1112300226_0:0:3071:2048_600x0_80_0_1_a84624ad104261e5457ad14895619362.jpg)
25 из 25
На следующем этапе мостостроители закрепят конструкцию "ветровыми связями" - временными балками, которые зафиксировуют положение арки в пролете для окончательного монтажа.