МОСКВА, 10 мая – РИА Новости (Крым). Группа молодых людей в пилотках и ярких пальто с аккордеонами наперевес стоят под усиливающимся дождем на Тверской улице, привлекая внимание проходящих мимо людей с фотопортретами ветеранов в руках. Они весело поют песни военных лет, и люди вокруг охотно подпевают. Эти молодые артисты задают тон "Бессмертному полку", участников которого не смущает и совершенно не обычная для 9 мая погода: холод стоит почти зимний, но жалоб на такие шутки природы тут не слышно: настроение у всех приподнятое.
"Веселые" истории
Вот портрет Анатолия Васильевича Черкасова — красивого и совсем юного моряка. "Он в 14 лет пошел учиться в школу юнг, которая на Соловках, знаменитая. А потом на торпедных катерах на Черном море служил во время войны с 1942-го, ну, и потом уже после войны… В 1944-м был уже на Черном море, в освобождении Севастополя и Крыма участвовал, да", — рассказывает одна из женщин, несущих портрет молодого человека, которого ветераном никак не назовешь.
"С 41-го года был мобилизован, дошел до Берлина, освобождал Прагу. Был в плену, бежал из плена, воевал у Ковпака, потом опять вступил в ряды, дошел до Берлина. Я очень горжусь своим дедушкой, у нас в семье чтут его память. Дедушка сам из Луганска, и моя мама из Луганска, поэтому моя мама пережила две войны. И очень хочется пожелать всем мирного неба, чтобы ни один человек не позволил переписать нашу историю, нам есть чем гордиться и кем гордиться. И наш полк тому подтверждение", — сказала Галина Тимофеевна. В этот момент над головами движущихся в колонне людей от самого ее начала прокатывается многоголосое дружное "Ура!", которые мы тоже подхватываем.
Отомстить за братьев
Замечаем седого мужчину, который громче всех кричит "Ура!", "За Победу!". Он несет портреты двух молодых людей и симпатичной девушки в военной форме. Но самое большое внимание привлекают его руки – на них наколки: восходящее солнце, сердечко с инициалами внутри и буквы на фалангах пальцев… Криминального прошлого у Михаила Сергеевича Лаврова не оказалось, зато учился он на Большом Каретном с Владимиром Высоцким, закончил 10 классов и уехал к сестре в Николаев. "А там шпана такая, а я на гитаре играл, они мне взяли, наколочку сделали, но это не уголовная наколка", — поясняет он.
Когда один из братьев попал в плен, а на второго по ошибке пришла похоронка, сестра решила за них отомстить. По словам Михаила Сергеевича, 17-летняя Татьяна Николаевна Калиненко написала Ворошилову, бывшему на тот момент министром обороны, и в 1943-м году ушла на фронт. Девушка попала в автовойска, была регулировщицей, имела звание ефрейтора. Ее братья вернулись домой живыми, как и сама Татьяна. Кстати, ей 9 ноября 2017 года исполнится 91 год. "Она жива еще, можете отметить, что в Рязани она – единственная сейчас женщина-участник войны", — говорит Михаил Сергеевич. Мы благодарим его и уходим вперед, но позже снова сталкиваемся в толпе, и он дарит нам красивые металлические значки с изображением лиры: "Это значки моего музыкального училища. На память!"
Традиционно большой интерес вызывают участвующие в "Бессмертном полку" иностранцы. Мы видим группу людей, держащих растянутый вдоль дороги большой синий плакат с фотографиями и надписями "Ceux De Normandie-Neman", и подходим ближе. Оказывается, с этим плакатом стоят молодые французы. Подхожу к ним: "Вы говорите на русском? Можете рассказать про фотографии?" Стоящая там же девушка-переводчица перекидывается парой слов на французском с одним из них, после чего обращается ко мне: "Он не может, он стесняется. Зато вот тот мужчина в пилотке, — указывает рукой на стоящего неподалеку человека, — все вам расскажет". Иду в заданном направлении. Нужным мне человеком оказывается Андрей Румянов, организатор акции с французами. Он объясняет, что эта акция проводится уже второй год на шествии "Бессмертного полка".
"Например, вот тот молодой человек, он мне позвонил три дня назад, сказал, что его дед был механиком "Нормандии-Неман", я его пригласил, он с нами сейчас. А это французы мимо проходили, мы их увидели и позвали. Вон тот молодой человек в пилотке приехал искать своего деда, который пропал в 1953 году здесь в Москве. У него фамилия Бачурин, у него оба родителя русские, тем не менее, он француз", — поясняет Румянов.
Однофамильцы
Лица в кадре
"Какое брутальное лицо", — говорит один из участников шествия, в этот момент показывая на второй портрет в моей руке – фотографию брата бабушки, сержанта Григория Степановича Проказникова. Он воевал под Кенигсбергом, где были очень жестокие бои, вернулся с войны, был музыкантом в оркестре и умер, когда ему было больше 90 лет. Силы воли ему было не занимать, что, конечно, является общей чертой у всех фронтовиков, прошедших Великую Отечественную войну, и ярко проявляется на фотографиях.
И, стоя в колонне полка, оглядываюсь вокруг: лица на портретах, совершенно разные, молодые и постарше, улыбчивые и суровые, вдруг кажутся удивительно похожими друг на друга. Наверное, та самая сила воли людей, сделавших возможной победу жизни, объединяет не только героев войны, но и их потомков. И "Бессмертный полк" является тому подтверждением.