Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Вспомним стремительное развитие событий в Крыму три года назад.
Договор был подписан 18 марта. Собственно, этот день и принято считать датой возвращения Крыма. Однако юридически процесс завершился чуть позже — 21 марта, когда договор был ратифицирован Федеральным собранием Российской Федерации.
Скорость, с которой после государственного переворота в Киеве Крым сменил статус, практически бескровный характер перехода и очевидный массовый энтузиазм населения породили информационную легенду о некоей "особой русскости" Крыма по сравнению с Донбассом, три года воюющим за реализацию того же сценария.
На деле судьбу Крыма решил Черноморский флот. И произошло это не в первый раз. Впрочем, с тем же успехом мы можем сказать, что сам флот своим возникновением и существованием обязан Крыму.
Ключ от Черного моря
При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне Россия с большим напряжением сил вновь пробилась к азовскому побережью, но укрепиться на Черном море и завести флот не смогла.
Русско-турецкие войны Екатерины Великой дали, наконец, выход к Черному морю в районе современных Одессы, Николаева и Херсона, из которых только Херсон возник до присоединения Крыма (в 1778 году). Но полноценного флота до 1783 года Россия на Черном море не имела. 19 апреля 1783 года Екатерина подписала манифест о присоединении Крыма к России, а до конца года были построены и крепость Севастополь, и флот, чья судьба с тех пор неразрывно связана с Крымом.
И это неслучайно. Географическое расположение полуострова таково, что он господствует над акваторией Черного моря. Особенно над ее северной частью. Между устьем Дуная и устьем Псоу можно построить сколько угодно портов, но флот в них будет блокирован и обречен на уничтожение, если не контролировать Крым.
Поэтому логично, что проигрыш Крымской войны обусловил запрет России содержать флот на Черном море. Захват Крыма немцами в 1918 году вынудил советскую власть затопить корабли. Фашистская оккупация Крыма, после падения 4 июля 1942 года Севастополя, почти на полтора года парализовала действия советского флота.
Симбиоз полуострова и флота
Власти независимой Украины, не сумев добиться полного контроля над Черноморским флотом распавшегося СССР, вынужденные согласиться не только на раздел флота, но и на аренду Россией базы в Севастополе, два десятилетия, с момента подписания соответствующего соглашения, пытались выжить российский Черноморский флот из Крыма. В этом отношении украинские националисты проявили поразительное, не свойственное им в принципе, здравомыслие.
Уход флота означал резкое сокращение российского влияния в Крыму, что открывало неограниченные возможности перед украинизацией местного населения. В свою очередь, потеря флотом Крыма подрывала возможности России на Черном море.
В общем, история последних 234 лет убедительно свидетельствует, что русский Крым не может существовать без русского флота на Черном море. Но и русский флот не может существовать без крымских баз.
Таким образом, ранней весной 2014 года русский флот и русский Крым спасли друг друга. Только сохранение этого симбиоза Крыма и флота и только осмысленное согласование крымскими властями интересов полуострова с интересами флота гарантирует Крыму развитие и процветание.
Курортный потенциал — не панацея
Во-первых, для курортной зоны не нужны заводы, не нужны вузы, не нужны военные училища. Курортная зона обеспечивает рабочие места горничных, официантов, а также в индустрии развлечений.
Во-вторых, и это главное, 290 миллионов населения СССР могли выбирать между Крымом и Кавказом. Сейчас же для 146 миллионов населения России, помимо этих двух традиционных курортных зон, открыты Таиланд и Мальдивы, Турция и Канары, Испания и Италия, Тунис и Египет — весь мир открыт. И цены везде конкурентные, и сервис постоянно улучшается, и сезон практически у всех круглый год.
Как бы ни бились власти над заполнением Крыма, сухие цифры свидетельствуют о том, что курортный потенциал может служить хорошим дополнением к экономике полуострова, но никак не ее основой.
На фото (слева направо): глава РК Сергей Аксенов, полномочный представитель президента РФ в СКФО Олег Белавенцев, крымский спикер Владимир Константинов и заместитель полпреда в ЮФО Кирилл Степанов.
На фото (слева направо): глава РК Сергей Аксенов, полномочный представитель президента РФ в СКФО Олег Белавенцев, крымский спикер Владимир Константинов и заместитель полпреда в ЮФО Кирилл Степанов.
На фото (слева направо): глава РК Сергей Аксенов, полномочный представитель президента РФ в СКФО Олег Белавенцев, крымский спикер Владимир Константинов и заместитель полпреда в ЮФО Кирилл Степанов.
Можно, конечно, надеяться, что Москва захочет сделать из Крыма "витрину для Украины". Но Украина находится в столь жалком состоянии и настолько быстро скатывается в катастрофу, что для нее витриной может быть уже даже воюющий Донбасс.
Федеральный центр обеспечил водную, энергетическую независимость Крыма от Украины, приведет в порядок дорожную сеть Крыма, и постепенно, но довольно быстро, вливания из федерального бюджета если не иссякнут полностью, то существенно сократятся.
Локомотив экономического развития
В то же время флот — столь сложный и высокотехнологичный организм, что требует обеспечения мест базирования практически всеми современными производствами, хотя бы на уровне ремонтных мощностей. Ему нужны и судоремонтные (а заодно и кораблестроительные) предприятия, и металлообработка, и значительное количество электроэнергии, и специалисты в современной электронике (с соответствующими производственными мощностями). Флоту необходимо круглый год обеспечивать личный состав питанием. И лучше, чтобы хозяйства находились поближе к базам. Даже дорожная сеть, строящаяся сейчас в Крыму, необходима флоту для доставки всего необходимого.
Собственно, сейчас флот может и должен стать главным локомотивом экономического развития Крыма.
Кстати, так тоже было всегда. Когда в 1783 году Екатерина Великая присоединила полуостров, по нему бродили только табуны татарских коней да стада овец. А в небольших приморских городках (скорее, поселках) татаро-греко-армянское население жило за счет контрабандной торговли, маскируемой под рыболовецкий промысел. Порты, арсеналы, крепости, дороги были возведены в интересах созданного флота. Дворцы и парки появились гораздо позже, когда Крым стал уже вполне цивилизованным регионом.
Но участие флота в экономическом развитии Крыма — не благотворительность. Флот, в свою очередь, заинтересован в надежном крепком тыле: в населении, не мечтающем переделать военные базы в яхтклубы, а связывающем с флотом свое благосостояние, способном обеспечить флот необходимыми специалистами и комплексом услуг.
Тем более что хоть бескровная, но от этого не менее эпическая победа "Крымской весны", состоявшаяся три года назад, и сегодня важная и вдохновляющая.
Но живут люди не на площадях с флагами, не на баррикадах, а в повседневной рабочей рутине. Чтобы эта рутина не вызывала раздражение, она должна быть комфортна, работа — доходна, и желательно еще наличие чувства сопричастности к великому делу. Все это дает флот, получая взамен прочный крымский тыл — надежный и во время войны, и в эпоху мира.