Беседа с Алексеем Чалым спустя ровно три года после "Крымской весны" проходит в его нынешнем скромном офисе. После ухода с поста губернатора, а затем и спикера Законодательного собрания Севастополя, после продажи "Тавриды Электрик" Алексей Михайлович остается рядовым депутатом и руководит небольшим стартап-предприятием с пятью сотрудниками. Он все так же сам ездит за рулем подержанного Subaru Forester, сам готовит кофе для гостей и держится более чем демократично. Тем не менее, "народный мэр" по-прежнему строит масштабные, стратегические планы о преобразовании Севастополя.
О новом и бывшем губернаторах, о будущих выборах, о судьбе легендарного свитера и о лучшем сценарии развития города Алексей Чалый рассказал для радио "Спутник в Крыму".
- Крым и Севастополь отмечают очередную годовщину возвращения в состав России. Очень много за три года было сказано о происходившем в 2014 году. Но сегодня хочется поговорить не о былом, а о достижениях и будущем города русской славы уже в составе Российской Федерации.
Понятно, что всем хотелось, чтобы стало хорошо, словно по мановению волшебной палочки. У меня ведь тогда мысль была: кроме того, что мы совершили – привести в город вменяемую власть. Вторую свою задачу я видел в этом. Но жизнь немного по-другому распорядилась.
Если спрашивать людей, то они ожидали большего. Почти наверняка. Тем не менее, ожидания эти были изложены в концепции (Концепции социально-экономического развития города федерального значения Севастополь на 2015 — 2030 годы, представленной Алексеем Чалым еще в 2014-м году – ред.). Многое из этого не случилось. Но сама концепция, по большому счету и с моей точки зрения, на сегодняшний день актуальна. Я уже говорил и не раз, что в течение двух лет мы никуда всерьез не двигались. Хуже того, местами мы двигались в противоположном направлении.
Из позитива могу сказать, что у меня хорошие ожидания. Много есть признаков того, что ситуация медленно, но глобально разворачивается в правильную сторону. Показательна ситуация с парком "Патриот". Оказывается, мнение горожан — это штука, к которой прислушивается самое мощное ведомство в нашей стране. Никто не может переступить общественный интерес. У нас надо его учитывать, и это очень хороший признак.
- Входят ли первые прямые выборы губернатора Севастополя, которые запланированы в 2017 году, в перечень ваших положительных ожиданий?
- Будете ли вы баллотироваться?
— Нет.
- Будет ли в выборах губернатора принимать участие кандидат Чалого?
— Не планировал.
- Алексей Михайлович, вы стратег и, не побоюсь этого слова, романтик. Можете описать, каким видите Севастополь, скажем, через десять лет?
Теперь конкретно: будет развиваться база флота, которая серьезно повлияет на развитие города в целом. Сейчас Севастополь возвращает себе статус главной базы ЧФ. К нам приходят новые корабли, другая техника. Конечно, это будет существенно сказываться на жизни города – рабочие места, производства.
Вторая штука по степени важности, которая в советские времена вступала в противоречие со статусом флота – это сакральное значение Севастополя, о котором говорил Владимир Владимирович Путин. Для ключевых разворотов российской истории так получается, что в этом маленьком городке, в котором во время Крымской войны проживало 12 тысяч человек, не раз решалась судьба Российской империи.
Если закончить по экономике, Севастополь – это еще и центр качественного виноделия всей страны, и, я очень надеюсь — центр интеллектуальной электроэнергетики.
- Каким мы увидим центр Севастополя: без новомодных зданий, только историческая застройка?
После Первой обороны город был сильно разрушен, затем частично восстановлен. Во время Второй мировой войны все снова зачистили. После победы над Германией была предпринята серьезная попытка построить новый город с сохранением стиля. Собрали команду молодых сильных архитекторов из Москвы и Ленинграда, которые сделали все, что мы сегодня видим. У нас в центре нет двух одинаковых домов, но все построено в одном стиле. Это и есть архитектурное искусство.
Из центра следует вывести здания ведомств, структур, учреждений, прокуратуры, суда, правительства, Заксобрания, убрать парковки на улицах. Единственное, что можно оставить — штаб флота. Сейчас принят приоритетный проект о создании нового административного центра города в Молочной балке, которая предусматривает переезд государственных структур из центра города. Только после этого можем начать работу над реставрацией центра Севастополя и превращением города в визуально сакральное место, а не только по истории и по духу. Я вижу центр города пешеходным или с ограниченным общественным электротранспортом. Меккой военно-исторического туризма.
- Чем вы сейчас занимаетесь? Ранее вы часто говорили в интервью, что являетесь безработным после продажи предприятия "Таврида Электрик".
- Вы следите за дальнейшей карьерой Меняйло?
— Не слежу.
- Многие считают, что Севастополь из-за вашего с ним политического противостояния многое упустил. Смотря на ту ситуацию спустя время, вы бы что-то изменили?
— Я не хочу комментировать отношения Аксенова и Овсянникова. Что касается парламентов, то между ними отношений практически никаких нет. Особенно сейчас, когда сложный период "дорожной карты" в законодательстве закончился. В первый год в составе России мы должны были создать местное законодательство. И в этом плане мы с Крымом пересекались. Сейчас таких пересечений практически нет.
У нас власть за это время изменилась три раза: какое-то время был Чалый Алексей Михайлович, потом Меняйло Сергей Иванович. Теперь у нас третий губернатор. А в Крыму Сергей Валерьевич все это время стоит как глыба, как вечность. Поэтому в каждом периоде отношения складывались особенно.
- Алексей Михайлович, какова судьба легендарного свитера, в котором вы появились на подписании договора о принятии в состав России Крыма и Севастополя? Вы его носите, или отложили для будущих музеев?
— Я не знаю. Я его не ношу. Жена его узурпировала и где-то спрятала. Не отслеживал.
— Я хочу сделать работу, о которой только что сказал — EnergyNet. Я овладел несколькими профессиями в сфере электроэнергетики. Сейчас возникает некая третья. Раньше я занимался какими-то частностями, глубоко в них погружался, создавал структуры, которые являются в этих частностях конкурентоспособными на мировом уровне – а другого уровня я не признаю.
Эта новая специальность — ее в мире почти не существует. Дай Бог, это будет иметь серьезное экономическое продолжение для страны, если все получится.
Третья годовщина "Крымской весны". Сюжет РИА Новости (Крым) >>
С точки зрения общественной деятельности, я хочу, чтобы та самая стратегия, которую мы сейчас дорисуем – она стала выполняться. Она состоит из многих составляющих, но самое главное – это люди, гражданское общество, которое неотделимо от понятия квалифицированного общества. Не может быть гражданского общества без достаточной квалификации, в том числе, профессиональной.
Все четыре направления развития – в одну сторону. Цель – создание такого общества, о котором я говорил. Если это получится – будет у нас с вами другая жизнь.