СИМФЕРОПОЛЬ, 22 фев – РИА Новости (Крым), Владислав Сергиенко. По уже сложившейся традиции ко Дню защитника Отечества РИА Новости (Крым) рассказывает читателям о жизни военных.
За почти три года, прошедшие с момента воссоединения Крыма с Россией, для полка изменилось многое. Сначала – место постоянной дислокации: полк "переехал" из Гвардейского в Новофедоровку, где первым делом начал приводить в порядок и осваивать новый аэродром, который до 2014 года не входил в состав российского Черноморского флота.
Первым делом – отоспаться
В день прибытия корреспондентов отрабатывались полеты в сложных погодных условиях: с неба срывался снег. Чтобы поднять в воздух все самолеты, стоящие на вооружении у полка, был задействован весь личный состав.
"Перед началом полетов – день предварительной подготовки. Готовится не только летный, но и инженерно-технический состав. Готовятся самолеты, техника для обслуживания бортов и радиосвязное оборудование. Для того, чтобы взлетел один экипаж из двух человек, должно быть задействовано 96 человек", — говорит подполковник.
По сути, к полетам летчики начинают готовиться еще накануне: спят не менее восьми часов.
Никаких фотографий до полета
Кроме основных правил, есть у летчиков и неписанные, к которым относятся они по-разному, но стараются следовать.
"Например, не принято фотографироваться перед вылетом и вести видеосъемку — только после полета, нельзя летать с "отпускным билетом" в кармане" и еще ряд других, как правило, непонятных людям, не связанным с авиацией. Я не знаю, откуда эти приметы появляются, видимо, у каждого они свои индивидуальные", — рассказывает подполковник Черниговский.
А вот то, что летчики поднимаются в воздух без обручальных колец, — не примета, а выполнение требования техники безопасности.
"Снимать обручальные кольца – вовсе не примета, это техника безопасности. Я на Су-24 летаю 26 лет, и я ни разу кольцо не надевал. Я его, честно говоря, и не ношу. В кабине в принципе посторонних предметов не должно быть. У нас даже пуговиц нет – все на замках. И летный нож на шнуре", — говорит Черниговский и показывает летный нож, закрепленный на поясе крепким шнуром.
Помимо летного ножа у летчиков есть и другие средства для выживания в экстремальных условиях. Например, под сиденьем – трехдневный запас пищи и всего необходимого.
"У нас есть неприкосновенный аварийный запас под сидением. Там все необходимое на трое суток выживания для летчика и штурмана: еда, вода, медикаменты, леска, крючки, лодка, зеркало и пиропатрон. Кроме того, два раза в год мы в полковом масштабе проводим мероприятия "Выживание летного состава". Одно летом, второе осенью или весной", — делится Черниговский.
Не только здоровье
Чтобы стать летчиком, надо не только соответствовать медицинскими требованиям годности к полетам: нужен острый ум, быстрая реакция и решительность.
"Сейчас уже все не так, как это было даже 10-15 лет назад: техника новая, экипажи должны ей соответствовать. Если взять Су-30 – там шесть приборов и три монитора, необходимо уметь работать с компьютером и новой техникой. Этому начинают учить еще в летном училище, которых у нас два – в Челябинске и Краснодаре", — объясняет подполковник Черниговский.
Тысяча часов над землей
Военные летчики голодными не бывают – обеспечение осталось на том же уровне, что и при Советском Союзе.
"Как кормили при Союзе, так кормят и сейчас. Три раза в сутки питание в столовой. При выполнении полетов пищу привозят на аэродром, плюс при выполнении спаренных смен – утром легкий завтрак: яйцо, шоколад и кефир. Формой обеспечены. Добавили офисную форму. Нареканий в этом плане нет", — рассказывает подполковник.
Что же касается денежного довольствия, то самый неопытный "рыцарь неба" в Крыму получает не меньше 30 тысяч рублей.
"Все зависит от звания и должности. Лейтенанты получают порядка 45 тысяч рублей. У меня, у замкомандира – порядка 100 тысяч рублей. Выслуга – уже больше 30 "календарей" (календарных лет – ред.). Плюс у нас стимулирующая доплата – за уровень физподготовки, классную квалификацию и другие. У тех, кто соответствует уровню, даже молодых офицеров, приличные суммы – 60-70 тысяч рублей. В общем, есть к чему стремиться", — уверен Черниговский.
Самые опытные летчики полка провели в воздухе более 1000 часов, из которых 100 – на новых истребителях.
Самолет-мечта
На вооружении у морской авиации ЧФ не только новые истребители, но и фронтовые бомбардировщики Су-24 (модификаций М – "Морской" и МР – "Морской разведывательный").
Замкомандира Первой авиационной эскадрильи майор Александр Чернобрывый попал в полк 10 лет назад – в 2007 году он закончил летное училище в Краснодаре и был распределен в авиацию Черноморского флота. Начинал он на Су-24, а сейчас пилотирует новые Су-30 СМ.
"Су-30 СМ – самолет-мечта любого летчика. Внешне красивый, при этом надежный и маневренный. На нем не страшны такие режимы, как "штопор", он проще в управлении. Самолет поколения 4++. До этого я на Су-24 летал, есть с чем сравнить", — рассказывает Чернобрывый и добавляет, что доволен не только новой машиной, но и зарплатой.
Предъюбилейный год
Как и все российские военные, "рыцари крымского неба" готовятся отпраздновать День защитника Отечества.
"День начинается с построения полка в парадной форме одежды. После этого – вынос боевого знамени и читка приказа о награждении за боевые заслуги личного состава в честь 23 февраля, торжественный марш. После – поздравляем ветеранов ВВС, потом – спортивные соревнования, далее – выходной", — рассказывает Черниговский о предстоящем праздновании.
А в следующем году Севастопольский Краснознаменный Ордена Кутузова третьей степени отдельный морской штурмовой авиационный полк Черноморского флота отметит свое 80-летие.