Григорий Иоффе
История, произошедшая с крымчанином Олегом Сенцовым, заставляет задуматься о тех метаморфозах, которые в последнее время произошли с самим понятием правозащитной деятельности. Чего и кого сегодня только не защищают записные правозащитники! Вот только к самому понятию права все эти публичные телодвижения имеют отношение весьма относительное.
В моей молодости когда-то существовала расхожая шутка: "Он очень хорошо знает свои права и чужие обязанности". Так говорили о человеке, постоянно что-то требовавшем у других, но не замечавшим за собой обязанности тоже участвовать в чем-то значимом, серьезном.
С самого начала истории с Сенцовым, когда он был задержан, а потом арестован и обвинен в попытке проведения террористических актов в Крыму, меня коробило, что к его фамилии в различных СМИ прикрепляли словечко "режиссер".
Каким-то образом (в фильме ни слова не говорится, каким именно) он попадает на международный геймерский турнир в… Лос-Анджелесе. И занимает там, "увы", второе место, и это как бы открывает его глаза на наш противоречивый мир, помогает ему избавиться от своих представлений об этом мире, и тогда мы видим на весь экран его улыбку. Конец фильма.
Повторяю – "кино" снято в 2011 году с помощью фотоаппарата непрофессиональными людьми. К сожалению, в наше непрофессиональное время это никого не удивляет. В заголовок я вынес название некогда популярной ТВпередачи. Действительно: каждый сам себе режиссер, и в этом ничего плохого нет. Гораздо лучше снимать на фотоаппарат, а правильно и по-русски сказать – фотоаппаратом, какую-то свою лабуду, чем заниматься более социально-опасными делами.
Так с чем же мы имеем дело? И что бы изменилось в общественном восприятии, если бы мы узнали, что террористический акт в Симферополе готовил сантехник Олег Сенцов? Или штукатур? Или преподаватель? Или врач?
Как выясняется, изменилось бы многое. Например, не было бы письма знаменитых российских кинорежиссеров и киноактеров в защиту "режиссера Сенцова". Они бы не писали письмо в защиту сантехника. Не было бы разговора о том, что Сенцова нужно отпустить из тюрьмы, затеянного на заседании президентского совета по правам человека одним из известнейших российских режиссеров, который обратился непосредственно к президенту страны. По поводу сантехника он бы не обращался.
Еще раз специально оговорю: все это плод моих размышлений, и я могу быть неправ. Тем не менее, я думаю, что те силы, для которых «крымская весна» стала началом краха их политических карьер, да и просто человеческого краха, эти люди и представленные ими силы были вовлечены в целый ряд противоправных действий, которые нужно было представить наиболее убедительно как реакцию на так называемую аннексию Крыма. Это было тем более важно, что в самом Крыму миф об "аннексии" ну никак не работал. Ни одной минуты! Уж очень еще свежи в памяти миллионов крымчан и россиян искренние и светлые воспоминания о февральско-мартовских днях всеобщего энтузиазма и ликования. Вот и потребовался не сантехник, а протестующий режиссер, то есть убежденный и мыслящий творец. И тогда выяснилось, что, как говаривал лучший друг кино всех времен и народов, "других режиссеров" для задуманного у нас попросту нет.
Значит продуманно все было обтяпано. Ведь сантехники не имеют возможности обратиться через своих агентов влияния напрямую к президенту, а режиссеры имеют, сантехники не могут выйти на уровень международных профессиональных организаций, а режиссеры могут. А как вам еще и тот факт, что, говоря о необходимости освобождения Сенцова, никто трусливо не говорит о том, что, значит, и суд над ним был неправым. Раз его нужно освободить, значит, он ни в чем не виноват? А куда тогда деть те доказательства, которые скрупулезно собирали следователи, которые внимательно, шаг за шагом, исследовали судьи?
Если нет суда – правого и справедливого, перефразируя известный постулат Достоевского, значит, все дозволено? Если ты режиссер, значит, тебе все можно, выходит так? Но если вы считаете, что суд не прав, где ваша смелость сказать Президенту страны в глаза: "Президент, в Вашей стране суд глумится над невинными людьми". Вы же понимаете, что в ответ последует вопрос: "Откуда вы знаете, что он невиновен? Вы что, смотрели материалы дела? Вы что, исследовали доказательства?" Ведь о Сенцове сказали, что он виновен, только после решения суда. А до суда на основании презумпции невиновности он не был виновен.
Если в студии "Черноморки" этот человек ни одного слова не говорил ни о своей, ни своего фильма и дела национальной принадлежности, то в последнем слове это был ярый украинский патриот. Этот фальшивый и трагический путь он проделал, конечно же, с чьей-то помощью. И только кадры из судебного заседания, где видны постоянно находящиеся в хаотичном движении руки этого явно не адекватного человека и его болезненное закатывание глаз напоминают о всей странности сложившейся ситуации.
В одном из блогов в Интернете кто-то написал: "Если Сенцов режиссер, то я летчик-истребитель полка "Нормандия – Неман". Довольно странное ироническое замечание. Но то, что Сенцов не режиссер своей судьбы, а покорный исполнитель чьей-то воли, мне кажется, вполне доказано. Как и то, что он покушался на проведение террористического акта. И все (утверждаю: все!) законопослушные граждане обязаны верить этому выводу суда, потому что если не верить судам, то нас некому будет защитить от срежиссированных террористических катастроф.
… Когда этот текст уже был написан, из Берлина вновь пришло известие о требовании Европейской киноакадемии "освободить украинского кинорежиссера Сенцова". Как знать, может быть высокая политика в конце концов будет способствовать очередному кульбиту в судьбе этого человека. Тогда дело останется за малым – подтвердить политически мотивированное псевдо звание "режиссера" хоть одним нетленным киношедевром. Ау, академики, вы все еще на это надеетесь!?