В эксклюзивном интервью изданию Ukraina.ru бывший премьер-министр Украины Николай Азаров заявил о необходимости провести международную конференцию по Украине. Решить свои проблемы самостоятельно страна уже не способна.
- Когда речь заходит об экономической ситуации на Украине, все чаще звучит слово "катастрофа". А вы как считаете?
Но куда мы идем? В цивилизацию, в двадцать первый век? Или к хуторскому хозяйству? И в этом смысле то, что происходит в Украине — катастрофа, которая ее отбросила минимум лет на двадцать. Страна безнадежно отстала. Не говоря уже о том, что теперь Украина заняла первое место в мире по смертности. Мы начали независимость с 52 млн граждан, а теперь, я думаю, и 40 млн не наберется. Смертность превышает рождаемость на 300 тысяч в год. Это население такого города как Полтава. И если на земле люди еще выживают, то в городе на пенсию в 1200-1400 гривен прожить невозможно. Это реальная, не придуманная катастрофа. Именно поэтому главным средством удержания власти остаются штурмовые отряды, настоящие нацисты, которые не останавливаются перед убийствами, избиениями и так далее.
- И что дальше? Какой ваш прогноз?
- А если придут к власти настоящие коричневые, откровенные нацисты?
— Вы себе представляете, как Ангела Меркель или Дональд Трамп будут пожимать руку Дмитрию Ярошу? Или Андрей Билецкому? Я не представляю. Если случится невероятное, и такие маргиналы вдруг все-таки придут к власти, этот режим более полугода не продержится. Но главное не в этом. Если страна находится под внешним управлением — американским, то с хозяевами и нужно разговаривать. Господин Трамп, в чем ваши интересы, что вы хотите от Украины? Таран против России? Вряд ли он вам нужен, да и хлипкий это таран. Вы хотите и дальше хунту финансировать, а зачем? Словом, надо с американцами договориться, чтобы они своих марионеток уняли, чтобы сняли запрет на действия оппозиционных сил, всех политических партий. Надо восстановить в стране демократию. Разоружить все незаконные бандформирования. Убрать эту махновщину. Вот мы гаранты — США, Россия, Германия, Франция, —обеспечиваем переходный период и новые демократические выборы. Только так можно добиться результата.
- А как это все в реальности могло бы выглядеть?
— Как международная конференция по Украине. Таких примеров в истории немало, когда великие державы собирались и находили ключевые моменты урегулирования кризисной ситуации в той или иной стране. В данном случае можно было бы для начала обеспечить какие-то гарантии безопасности тому же Порошенко, а потом обсуждать следующие шаги, о которых я уже сказал. Кстати, оранжевая революция 2004 года тоже ведь завершилась международной конференцией, в Киев приехал верховный представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана, президенты Польши и Литвы, спикер российской Госдумы Борис Грызлов. Было принято решение провести новое голосование по выборам президента. И вот таким образом урегулировали ситуацию. А кто заставил Порошенко сесть за стол переговоров по Донбассу? Меркель, Олланд и Путин.
- Но для того чтобы предложить общую повестку для Украины, державам надо самим сначала договориться, сопоставить собственные интересы. И очень важное в этом смысле сообщение пришло из Молдавии. Вроде бы Евросоюз и Россия договорились о том, что Молдавия будет иметь зону свободной торговли и с Россией, и с ЕС. А ведь именно на этом пункте споткнулась в свое время Украина, именно это стало поводом к Евромайдану и всем последующим бедам. А теперь оказывается, что компромиссы возможны…
- Ну да, произошла большая трагедия. Однако идея свободной торговли от Лиссабона до Владивостока жива…
- Вообще говоря, я уже скептически отношусь к таким проектам. Да и раньше у меня было сложное отношение. Ведь я же руководил всем процессом подготовки этого соглашения, давал технические задания на переговоры, сам участвовал. Свободный рынок это ведь свободная конкуренция. А Украина была не готова. У меня была надежда — иллюзорная, как выяснилось, — что нам удастся задействовать европейские фонды для модернизации. Потому что надо было поднимать экономику, в которую ничего не вкладывали двадцать лет. Нужны были колоссальные капитальные вложения, новые технологии.
- Из вашего рассказа выходит, что Украина уже тогда была на грани большого кризиса. А между тем макроэкономические показатели 2013 года вполне приличные, по крайней мере, гораздо лучше, чем сейчас.
- Если сейчас браться за дело, гораздо больше нужно.
- Вы говорите как действующий премьер-министр. Сегодня в Киеве никто не думает о 24 тысячах домов в Донбассе…
- А я повторяю, что целью конференции по Украине должно стать проведение свободных демократических выборов и приход к власти патриотических сил, которые способны заняться мирным строительством — в том числе и восстановлением Донбасса. Мы такую ответственность могли бы на себя взять.
- Вы имеете ввиду Комитет спасения Украины?
- А кто с вами вместе?
- Я не буду об этом говорить, чтобы людям не навредить.
- Тогда вопрос о тех, кто не вместе. Здесь в Москве мы подробно беседовали с ключевыми людьми вашего правительства — вице-премьером Сергеем Арбузовым, министром доходов и сборов Александром Клименко, министром внутренних дел Виталием Захарченко. В Тель-Авиве встречались с министром энергетики Эдуардом Ставицким. А также с бывшими сотрудниками администрации президента, других структур. Мы услышали очень разные оценки событий, которые привели их в эмиграцию, все крайне негативно высказываются по поводу Виктора Януковича, имеют массу претензий и друг к другу, подчас весьма серьезных. Но все хотят вернуться на Украину. Однако мысль о том, что следует забыть обиды и объединить усилия для достижения этой цели, до сих пор к большинству из них не приходит. Почему?
- Те, кого мы перечислили, под эти условия подходят?
- Они бы могли участвовать в этом деле, я считаю. Инициатива должна быть с их стороны.
- Есть еще одна группа людей, которая нас всегда интересует — крупные украинские промышленники. Им принадлежат большие заводы и другие предприятия, на которых работают многие тысячи людей. Способны ли эти граждане на совместные действия против режима, которые уничтожает экономику, а следовательно, их кормовую базу? Тем более что им принадлежат все основные СМИ — в первую очередь, телеканалы, и их довольно легко настроить на любую волну.
Через пару часов приносят список: девять человек госпитализировано, семерым оказана помощь, и они ушли домой, двое остались на стационарном лечении. Один с переломом руки, другой — с подозрением на черепно-мозговую травму. И все! Потом второй список мне принесли: а кто ж там за помощью обратился? Из них оказался всего один студент, а все остальные — безработные из Ивано-Франковской, Тернопольской и Львовской областей.
- Так может они и были авторами Майдана? Или соавторами, если учесть еще и американцев?
- Значит, их интересы совпали с американскими. Их пугала новая команда Януковича, так называемая Семья. Они боялись, что у них все отнимут.
- Но это ничего не значит. Сегодня обнимаются, завтра нож в спину. Обычное дворцовое дело.
- Понятно одно: линия, которую проводило мое правительство, противоречила интересам олигархов. У меня была политика поддержания стабильности в стране, сдерживания коммунальных тарифов. А им, владельцам всяческих облгазов и облэнерго, нужны были высокие тарифы, чтобы наживаться за счет населения.
- Теперь их мечты сбылись. Тарифы выросли в несколько раз. Прямая выгода от евроинтеграции и "революции достоинства"…
- Да. Но не только эта позиция по тарифам вызывала у них неприятие. Наше правительство стало бороться за вывод средств из офшоров и против трансфертного ценообразования — двух главных инструментов ухода от налогов. Им хотелось во главе правительства иметь более лояльного человека, они считали, что все свои шаги я должен с ними согласовывать. Но я этого никогда не делал.
- А президент?
- Ну вот, и для Януковича доброе слово нашлось. Спасибо за интервью.