Главный документ страны был принят всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, официально она вступила в силу в день опубликования — 25 декабря. Указом президента Бориса Ельцина от 19 сентября 1994 года 12 декабря был объявлен государственным праздником.
Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.
Истоки главного закона России
Вспоминая то, как создавалась Конституция в 90-х годах, бывший государственный секретарь РСФСР Геннадий Бурбулис подчеркивает, что документ стал уникальным "юридическим консенсусным преодолением кризиса", который возник в результате жесткого противостояния части Верховного совета и президента Бориса Ельцина. Бурбулис отметил, что именно поэтому теперь существует убеждение, что в 1993 году в Конституции появились положения, укрепляющие позиции президента.
Председатель совета директоров Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский отметил, что Конституция "была вдохновлена и ориентировалась на ведущие и наиболее развитые конституционные модели, в том числе, европейские, в частности — на Францию". Поэтому, отмечает он, "у нас очень много общего с французской конституционной системой". При этом изначально "эти четырехлетние сроки (для депутатов Госдумы) позаимствовали у американцев", добавил эксперт.
Потенциал Конституции
Двадцать лет, отмечает Бадовский, — это небольшой срок для работы конституционной модели. Но, несмотря на то, что время от времени поднимаются дискуссии о необходимости изменения основного закона, спешить в этом деле нельзя.
Конституция может быть изменена только при серьезном трансформировании самого общества, отметил и первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов.
Другого мнения придерживается гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, который считает, что "Конституция, конечно, не священная корова и, как основной закон страны, она должна меняться, но меняться очень осторожно". Например, политолог считает необходимым отредактировать в документе часть, связанную с "признанием в Конституции приоритета международного права над национальным законодательством".
"Я думаю, что чем меньше поправок мы вносим в Конституцию, тем лучше для обеспечения конституционной стабильности в стране. Давайте сначала научимся исполнять нашу Конституцию, а потом будем уже ее менять. На сегодняшний день потенциал Конституции далеко не исчерпан. Напротив, уровень пренебрежения к нормам Конституции, к сожалению, зашкаливает. И в этом плане нашему Конституционному суду предстоит очень многое сделать, чтобы обеспечить уважение к Конституции", — сказал Федотов.
Оправдались ли поправки по срокам?
В декабре 2008 года президент Дмитрий Медведев подписал закон о поправке к Конституции, касающейся изменения сроков полномочий президента и Государственной думы. Документ предусматривал, что глава государства избирается на шесть лет, а Госдума — на пять. Соответствующие изменения были внесены в часть 1 статьи 81 и часть 1 статьи 96 основного закона страны.
Депутат Емельянов объясняет, что продление президентского срока "было совершенно правильным", так как глава страны решает стратегические вопросы, но "за короткий срок — четыре года — решить стратегические проблемы невозможно". Это же касается и депутатов Госдумы.
Однако, по мнению Федотова, главный вопрос сейчас заключается не в сроке полномочий, например, парламента, а в эффективности его работы. Поэтому он рассчитывает, что "нынешний созыв Госдумы будет эффективнее, чем прошлый".