"Обнаружить самолет проблем не было: все документы по воздушному бою, по месту падения самолета сохранились. Мы начали ускоренно работать, поскольку по самолету прошлись "черные копатели". За зиму его бы растащили целиком. Он находится на метровой глубине в озере Тобечик", — сообщил Сергей Ченнык.
"Подъем самолета" – условное понятие, его обломки разбросаны на большом расстоянии: он от удара об воду разлетелся. Завтра ограничат один участок, поскольку там могут находиться останки пилота. За штурвалом находился наш советский пилот, сегодня прилетают родственники из Нижнего Новгорода – внучка с мужем. Они везут землю с могилы его жены. Это практически первый на территории Крыма самолет, пилота которого удалось идентифицировать", — поделился Сергей Ченнык.
В декабре 1943 года звено из четырех "Аэрокобр", за штурвалами которых находились советские летчики, должны были прикрывать десант от штурмовой немецкой авиации.
"Самолет погиб в бою с двумя Messerschmitt Bf.109. "Airacobra" прикрывала Эльтигенский десант в один из самых тяжелых дней. Десант был в очень тяжелом положении и штурмовая авиация немцев постоянно наносила по нему удары. Эти самолеты вышли на перехват штурмовиков, но их самих перехватили немецкие "Мессершмидты", они им навязали бой", — рассказал Сергей Ченнык.
"Погибший пилот Павел Красненков был достаточно опытным. До этого он летал на британских Spitfire и на наших И-16 ("Ишак" – ред). Он постоянно летал на "ленд-лизовских" (переданных США по программе ленд-лиза советской стороне — ред.) машинах", — сообщил Сергей Ченнык.
По словам историка, техника, которая поступала в советские войска по ленд-лизу, в Крыму и в целом в России не была редкостью.
"Аэрокобры" – не редкие истребители. Они встречались и в лучшем состоянии, находили и практически целые. Одну, например, подняли в Нижнем Новгороде из озера: такое ощущение, что пилот просто ошибся – самолет достали с выпущенными шасси, может он просто попытался сеть на озеро. В Крыму было очень много техники, которая поступила по ленд-лизу, и это не только самолеты. Крым практически освобождался при помощи английских и американских танков: "Шерманы" и "Валентайны", — пояснил Сергей Ченнык.
"У нас есть два самолета, которые мы планируем поднять. Это наши самолеты, но пока мы знаем только локации и обстоятельства гибели. Речь идет о Як–7 и Як–9", — подытожил Сергей Ченнык.
Bell P-39 Airacobra – один из самых распространенных американских истребителей периода Второй Мировой войны. Было создано порядка 4500 самолетов, которые часто передавались советским ВВС по договору ленд-лиза. Самолет отличался от своих современников компоновкой: двигатель был расположен за кабиной пилота, а винт приводился в движение с помощью длинного вала. Из вооружения на "Аэрокобрах" стояли два "Браунинга" калибром 12,7 мм и пушка М4 калибром 37 мм.