МОСКВА, 9 окт – РИА Новости (Крым). Дальнейшее улучшение медицины не будет увеличивать среднюю продолжительность жизни бесконечно – предел возраста человека, скорее всего, составляет около 100 лет, при достижении которого смертность резко растет вне зависимости от всех внешних факторов, заявляют ученые в статье, опубликованной на прошедшей неделе в журнале Nature.
Ян Вийг (Jan Vijg) и его коллеги из университета Нью-Йорка(США), как и многие другие ученые, задумались над тем, как долго может продолжаться этот процесс, и существует ли некий максимальный возраст, при достижении которого люди начинают неизбежно умирать, несмотря на весь прогресс в медицине и технике.
Сколько веревке ни виться…
Для проверки так ли это на самом деле, Вийг и его коллеги придумали оригинальную методику анализа данных по смертности, которые собирались за последние сто лет. Их интересовало не собственно количество смертей людей в определенном возрасте, а то, где происходит наиболее заметный спад в числе умерших людей при сравнении данных более ранних и более поздних лет.
Если предела жизни нет, то этот "горб выживания", как называют его ученые, будет плавно и постоянно двигаться в сторону более пожилого возраста. Если же он существует, то данный "горб" остановится на определенной точке, и не будет двигаться дальше.
Руководствуясь этой идеей, группа Вийга проанализировала то, как менялась смертность в Франции, Японии, США и Великобритании в последние 40 лет, обращая особое внимание на то, в каком возрасте умирали самые долгоживущие люди в этих государствах.
… все равно конец будет
В целом, ученые оценивают ежегодную вероятность того, что хотя бы один человек достигнет возраста в 125 лет и только потом умрет, в 1 шанс из 10000 попыток.
Столь низкая вероятность, как отмечают Вийг и его коллеги, говорит о том, что предел жизни человека существует и что он примерно равен, как показывают их расчеты, ста годам. Можно говорить, что человечество уже достигло своего предела, перешагнуть который оно самостоятельно не сможет без искусственного вмешательства в жизнедеятельность.
"Дальнейшие успехи в борьбе с болезнями, скорее всего, увеличат среднюю продолжительность жизни, но не максимальную длину жизни человека. Возможно, что будущие прорывы в медицине продлят жизнь человека за эти пределы, но им придется подавить или преодолеть влияние множества генетических факторов, отмеряющих наш срок на Земле. Возможно, что ресурсы, которые мы сейчас тратим на продление жизни, следует использовать на продление здоровья – то, как долго пожилые люди остаются в добром здравии", — объясняет Вийг.
Означает ли это, что существует некая генетическая программа старения, запрограммированная эволюцией? Авторы статьи отмечают, что подобный исход маловероятен, так как наши предки и все остальные животные умирали и умирают гораздо раньше, чем наступает старость. Это делает подобный "часовой механизм" бессмысленным, заключают ученые.