МОСКВА, 1 мар — РИА Новости (Крым). Второго марта единственный президент СССР и лауреат Нобелевской премии мира Михаил Горбачев отмечает 85-летие. Самые значимые и неоднозначные высказывания известного на весь мир реформатора в материале РИА Новости.
О сути перестройки
"Каждый на своем месте должен делать (свое дело) добросовестно (и) честно, вот и вся перестройка! А то все говорят "а что такое перестройка?", "что такое перестройка?" Свое дело делать честно — главная перестройка!"
23 апреля 1985 года Михаил Горбачев объявил о начале программы реформ под лозунгом "ускорения социально-экономического развития страны", позже из уст самого Горбачева получившей название "перестройка". ЦК КПСС меняет программу партии: вместо "построения коммунизма" там теперь "совершенствование социализма". В стране объявляется политика гласности, узаконивается частное предпринимательство, во внешней политике провозглашается "Новое мышление". По мнению многих, именно эти революционные изменения стали толчком к началу распада СССР, в то же время сам Горбачев всегда заявлял, что преобразования были неизбежны.
"Это надо было пройти. Любой вопрос возьмите: собственность, гласность, муж и жена, или женщина и мужчина. Все вот это и все, что мы затронули, — Горбачев виноват во всем. А так нельзя было оставаться", — заявил политик в эфире передачи "Герой дня без галстука" в 1998 году.
Об антиалкогольной компании
"А я предупреждал: нашим гражданам пора приходить к выводу – так безбожно гулять, не жалеть ни себя, ни близких – это недопустимо.
7 мая 1985 года было опубликовано Постановление ЦК КПСС "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма" и Постановление Совмина СССР №410 "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренении самогоноварения", ознаменовавшие начало антиалкогольной кампании в стране. В результате принятых ограничительных мер потребление алкоголя снизилось, но при этом резко выросло производство суррогатного продукта, что приводило к случаям массового отравления – пили одеколон, аптечные настойки и вообще любую спиртосодержащую жидкость. Впрочем – и об этом критики антиалкогольной кампании нередко забывают — именно в этот период смертность в стране начала снижаться, а продолжительность жизни увеличиваться.
Позже в интервью "Комсомольской правде" Михаил Сергеевич Горбачев признал, что антиалкогольная кампания проводилась "с перехлестами" и ошибками: Считаю, что антиалкогольная кампания все-таки была ошибкой в том виде, как она проводилась. Это перехлесты с закрытием магазинов, особенно в Москве. Огромные очереди. <…> Надо было проводить не кампанию, а планомерную долгосрочную борьбу с алкоголизмом. Вытрезвление общества нельзя проводить наскоком. На это нужны годы".
О выводе советских войск из Афганистана
"То, что мы ввели наши войска в Афганистан, было политической ошибкой, связанной с идеологическим подходом в международной политике, который в те годы исповедовал Советский Союз. Попытка навязать чужую модель общества стране, имеющий глубокие традиции, всегда обречена на провал", — заявил первый президент СССР в 2004 году.
О падении Берлинской стены: "Вообще то, что созревало под крышей "холодной войны" и вскоре названо было глобализацией, прорвалось – фигурально выражаясь – через обломки Берлинской стены на новые просторы, приобрело дополнительную скорость, новый размах. Стала формироваться новая международная система… А как мы ее обустраиваем и распоряжаемся ее движущими силами – это уж другая история, конца которой пока не видно. Ликвидация Берлинской стены свою роль выполнила… и своевременно", — написал Михаил Горбачев в статье для газеты Financial Times Deutschland в 2004 году.
О мире после холодной войны
"Распад Советского Союза, его уход с мировой политической арены сразу изменил всю ситуацию в мире, расстановку сил, и у многих появилось искушение половить рыбу в мутной воде. В том, что мир не распорядился шансами, которые открыли перестройка, новое мышление, конец "холодной войны", виноваты все", — сказал Горбачев на конференции "Перестройка. 20 лет Спустя" в 2004 году.
О политике США после холодной войны
"Закончилась холодная война, вместе мы закончили ее, и это общая победа всех народов. А американцы говорят: "Как так? Мы выиграли! Мы выиграли! Мы выиграли, мы победили в холодной войне. Мы!", — так эмоционально первый президент СССР рассказывал об американском отношении к окончанию холодной войны в интервью телеканалу RT.
"Да черт с вами, наслаждайтесь, если вам хочется, так сказать. Но из этого выходит, что раз американцы победили, то они делают вывод и публично говорят: "Нам не надо ничего менять. Мы победили, мир у наших ног. Зачем нам что-то менять? Ничего не надо менять. Мы правильную политику ведем". И самая крайняя, так сказать, вещь – они начали предлагать новую сверхимперию, суперимперию. Америка хочет править всемирный бал".
"Можно договариваться, если возникает вера, доверие друг к другу. Было доверие, и нам удавалось это. А потом эта империя. Американцы заблудились. Всякие попытки создать односторонний, однополюсный мир – это чепуха, это бред".
О кризисе на Украине и американских СМИ: "Это же и есть американский способ — переложить ответственность. Пресса у них все обеспечит. Докажет черт его знает чего. Что выпрыгнул черт из табакерки, докажут, если нужно", — так Горбачев ответил на вопрос ведущей RT Софико Шеварднадзе, почему США перекладывают всю ответственность разрешения украинского кризиса на Россию.
О "третьей мировой войне"
"Многие считают, и тут я близок к ним, что гражданская война уже идёт. Третья мировая война уже идет.
Стреляют уже. И ядерными. Оружие массового поражения применяется. Колоссальный рост расходов, денег на вооружение. Повторяется все то, что тогда привело нас к тому, что мы были на краю пропасти…", — заявил Горбачев в эфире телеканала REN-TV накануне своего 85-летия.
О главном достижении своей политической карьеры
"Перестройка. И все, что с ней связано. <…> При том, что она оборвалась, не доведена была до конца… Свобода, гласность, свобода выезда за границу, свобода религии. <…> Наконец, вооружение. Люди просто вздохнули. Все ведь, вообще говоря, по всему миру, особенно в развитом мире, в Европе и в Америке, копали убежища от ядерной войны, которая, может, грянет в любой момент. Это же все было сделано. Закончено".
О политических убеждениях
"Я в данном случае с Иисусом Христом. Он был первый социалист у нас. Тут уже ничего не поделаешь",- так Михаил Сергеевич ответил на вопрос о своих политических убеждениях в интервью программе "Итоги" в 1997 году.