Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с 11 по 22 февраля посетит с официальным визитом страны Латинской Америки – Кубу, Парагвай и Бразилию. Его маршрут пересечется с маршрутом понтифика в столице Кубы Гаване, где папа Франциск сделает остановку по пути в Мексику.
Как ожидается, духовные лидеры будут беседовать около трех часов и подпишут совместную декларацию, содержание которой пока не обнародуется. При этом какие-либо совместные молитвы протоколом не предусмотрены.
По мнению экспертов, встреча двух первоиерархов даст позитивный импульс, в первую очередь, для защиты христиан на Ближнем Востоке и в других горячих регионах Земного шара и поможет сохранить традиционные ценности в современном мире. Высказывается также предположение, что в Гаване откроется принципиально новая страница в истории взаимоотношений двух крупнейших христианских церквей.
На исторической встрече также будут присутствовать председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) и руководитель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох. Кроме того, во время обмена подарками к патриарху и понтифику присоединится председатель Госсовета Кубы Рауль Кастро.
Проблематика встречи
В РПЦ подчеркивают, что встречу глав крупнейших религиозных организаций обусловили события на Ближнем Востоке и в Африке — массовые гонения на христиан, которые (применительно к событиям в Сирии и Ираке) в РПЦ характеризуют не иначе как геноцид. Общая позиция предстоятелей церквей по этому вопросу должна быть зафиксирована в совместной декларации.
По словам митрополита Илариона, "от каких-то политических игр нужно все-таки обратиться к реальности" и "понять, что страдают и гибнут реальные люди". При этом, как сообщил глава ОВЦС, патриарх и папа будут говорить не только о проблеме терроризма, но и "вообще о христианстве в современном мире", в частности, об отказе от христианских ценностей в странах Западной Европы.
Также будут подняты проблемы, связанные с церковной и общественно-политической ситуацией на Украине. В РПЦ регулярно обращают внимание на неприемлемую ситуацию с захватом храмов Московского патриархата и притеснениями православных верующих на Украине, а также на действия Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), представители которой распространяют свою миссию на традиционно православные земли Восточной и Южной Украины, поддерживают так называемый Киевский патриархат, непризнанный мировым православием, и выступают с "антироссийскими и русофобскими лозунгами".
Как уточнил пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков, вопросы взаимоотношений греко-католиков с православными на Украине не исчезли из повестки дня и "кубинской" встречи глав двух Церквей.
"Тема унии (греко-католиков – ред.) будет обсуждаться – взаимоотношения униатов с православными станут одной из тем этой исторической встречи. Но в центре внимания, конечно, будут гонения на христиан, в том числе, на Ближнем Востоке. Мы рассчитываем, что результатом этой беседы станет новый этап взаимоотношений между Католической и Русской церквями, будет открыта новая страница в отношениях и появятся новые темы для совместных трудов", — сказал РИА Новости Волков.
В патриархии отметили также, что предстоящие переговоры никак не связаны с намеченным на 19 июня на Крите (Греция) Всеправославным собором, который готовился более полувека и проведение которого было согласовано в конце января на встрече предстоятелей и представителей православных церквей в Шамбези (Швейцария).
"Надо строить мосты и разрушать стены"
За Бронзовыми вратами Ватикана не скрывают удовлетворения в связи с предстоящей встречей папы Франциска и патриарха Кирилла, хотя комментируют это историческое событие с особой, понятной в такой ситуации осторожностью.
Представляя 5 февраля беспрецедентный совместный пресс-релиз Святого престола и Московского патриархата, глава ватиканской пресс-службы Федерико Ломбарди отметил очевидное: первая в истории встреча предстоятелей Римско-католической и Русской православной церквей станет "событием чрезвычайной важности в деле продвижения экуменизма и диалога между христианскими конфессиями". При этом было заметно, что даже официальный представитель Ватикана, всегда тщательно взвешивающий слова, все-таки не прочь заглянуть в будущее. На вопрос о том, станет ли теперь возможным визит папы в Москву, многоопытный священник-иезуит заметил: "Давайте дадим время времени. Сейчас мы работаем над этой встречей, а потом, когда все хорошо пройдет, будем думать о следующих шагах. Почему бы и нет?"
Не случайно и второй человек в куриальной иерархии — государственный секретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин в связи с предстоящей встречей на Кубе, напомнил о "Божественном провидении, которое определяет людскую историю". По его словам, решение о проведении исторической встречи, разумеется, "появилось не вчера". "Такого рода вещи требуют определенного времени для подготовки, но, скажем так, она созрела за последний год", — сказал он. Госсекретарь также опроверг циркулирующие слухи о том, что к организации встречи якобы приложил руку лидер кубинской революции Фидель Кастро и его брат Рауль.
"Дело не в этом, а в самом месте — нейтральном и не имеющим проблем в плане межконфессиональных отношений", — подчеркнул кардинал. "Будем смотреть на факты, а факты таковы: Патриарх Московский и Папа встречаются, и, конечно, это внесет большой вклад в дело экуменизма и мира во всем мире", — заявил Паролин журналистам.
Но, естественно, все ожидали, что все-таки скажет по поводу предстоящей встречи на Кубе сам Франциск. В воскресенье, обращаясь с традиционной проповедью к верующим, собравшимся на площади Святого Петра в Ватикане, папа попросил их молитвенно сопровождать его путешествие в Мексику и встречу с "дорогим братом Кириллом".
Этим коротким комментарием все могло бы и ограничиться, если бы в итальянские СМИ не просочились заявления, сделанные в минувшие выходные Франциском в ходе одной из приватных бесед в Ватикане.
По информации из источников при Святом престоле, Франциск признался, что счастлив тем, что наконец-то удалось достичь согласия относительно встречи с предстоятелем РПЦ. Газета Corriere della Sera даже привела безыскусные слова понтифика по поводу того, как это стало возможным: "Я только сказал, что хочу встретиться и вновь обнять моих православных братьев. Вот и все. Последовали два года закрытых переговоров, которые хорошо провели славные епископы. Со стороны православных этим занимался митрополит Иларион. Все сделали они". Что касается Святого престола, то, по данным РИА Новости, значительную роль в деле сближения позиций сторон в этой истории сыграл председатель Папского совета по содействию христианскому единству, швейцарский кардинал Курт Кох.
В прессу попали и следующие слова, произнесенные папой Франциском в преддверии его встречи с патриархом Кириллом: "Надо строить мосты. Шаг за шагом, вплоть до пожатия руки тому, кто находится на другой стороне. Мосты стоят долго и помогают миру. Стены — нет. Кажется, что они нас защищают, а на самом деле они лишь разделяют. Поэтому их надо разрушать, а не создавать. Все равно им суждено пасть".
"Палитра" мнений
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков охарактеризовал предстоящее событие как "обоюдный шаг навстречу", добавив, что в Кремле высоко оценивают "готовность двух церковных лидеров провести такую встречу" и надеются на то, что она пройдет успешно. Он обратил внимание журналистов на то, что переговоры пройдут без участия власти, так как "это все-таки тема РПЦ".
В российском парламенте решение о встрече духовных лидеров также назвали "историческим" и отметили символичность места ее проведения. Говоря о значимости грядущих переговоров, член комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов согласился с тем, что они вызваны, прежде всего, массовыми преследованиями христиан на Ближнем Востоке. Сенатор не исключил, что вслед за беседой глав церквей могут последовать "серьезные меры уже светских институтов" — ООН и ЮНЕСКО.
Глава думского комитета по религиозным организациям и общественным объединениям Ярослав Нилов полагает, что главная цель встречи заключается в том, чтобы "выбранный вектор цивилизационного исторического развития как-то скорректировать" и подчеркнуть при этом важность "быть вместе, консолидированными для отражения той внешней угрозы, которая сегодня остро стоит перед всем христианским миром".
"То, что эта встреча состоится сейчас, означает, что христианскому миру грозит реальная опасность. Надеюсь, что именно о праве на мир пойдет разговор между патриархом и папой", — заявил РИА Новости и глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов.
Как стало известно РИА Новости, председатель Европейской епископской конференции, примас Венгрии кардинал Петер Эрде сразу же после объявления о встрече в Гаване направил патриарху Кириллу специальное письмо, в котором подчеркнул, что "церковь в Европе рассматривает это событие как еще один шаг, совершенный на пути к единству христиан" и призванный "счастливо закрепить десятилетия диалога между Святым престолом и РПЦ".
Во Всемирном русском народном соборе (ВРНС) обращают внимание на то, что переговоры пройдут "в сложный исторический момент, когда геополитические противоречия обострились до предела, а глобальные конфликты находятся на грани перехода в "горячее" измерение".
"Мы убеждены, что, несмотря на сохраняющиеся между христианами Запада и Востока богословские разногласия, православные и католики должны объединить свои усилия перед лицом дехристианизации, разрушения традиционной семьи и нравственности, антирелигиозного вандализма и кощунства", — говорится в распространенном заявлении ВРНС.
Президент Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций" Владимир Якунин считает, что "диалог между двумя ветвями христианства дает пример, который содействует снятию напряженности в мире". "Это особенно важно в свете попыток использования религии в качестве идеологической основы (для) политики терроризма и военной конфронтации", — заявил Якунин РИА Новости.
История контактов иерархов
За время работы на посту председателя ОВЦС, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, патриарх Московский и всея Руси Кирилл встречался с папой Бенедиктом XVI в 2006 году. В свою очередь, нынешний глава Римско-католической церкви папа Франциск ранее уже встречался с главами некоторых поместных православных церквей — неоднократно с патриархом Константинопольским Варфоломеем, а также с предстоятелем Антиохийской православной церкви Иоанном X и Иерусалимским патриархом Феофилом. Кроме того, были встречи с главами так называемых дохалкидонских (не принявших постановления последнего, VII Вселенского собора) ортодоксальных церквей.
В России с конца XVIII века до 1917 года действовала папская нунциатура (посольство). Отношения между РПЦ и Римско-католической церковью вышли на новый уровень после II Ватиканского собора (1962-1965), когда РКЦ на официальном уровне признала Православную церковь. Это позволило в 1980 году вступить в официальный диалог с Римско-католической церковью, была создана Смешанная комиссия по богословскому диалогу между РПЦ и РКЦ.
Встреча предстоятелей двух церквей готовилась давно. Так, на протяжении 1996-1997 годов велись интенсивные переговоры об организации встречи патриарха Алексия II и папы Иоанна Павла II в Австрии, однако ей так и не суждено было состояться. Прежде всего, это было связано с обострением в отношениях двух Церквей из-за действий греко-католиков на Украине и католического прозелитизма ("переманивания" верующих других конфессий) на канонической территории Московского патриархата.
При этом священноначалие Русской церкви никогда не отвергало возможность организации встречи патриарха и понтифика в будущем. Глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион отмечает, что для глав Церквей важно не просто встретиться и пожать руки перед камерами, а решить реальные вопросы.
Из истории разделения церквей
В 1054 году в результате резкого обострения противоречий и разногласий папа Римский Лев IX и патриарх Константинопольский Михаил I (Керуларий) предали друг друга анафеме, результатом чего стало разделение христианской Церкви на Римско-католическую на Западе и Православную на Востоке. Со временем этот разрыв только усилился. Во время Второго Ватиканского Собора 7 декабря 1965 года был обнародован текст совместной декларации Римско-католической и Константинопольской православной церквей по случаю обоюдного снятия анафем 1054 года и предания их забвению, хотя сущностных различий эти публичные действия не коснулись.
Так, Католическая церковь имеет догмат (обязательное вероучительное положение) о главенстве папы над всей церковью и безошибочности его в официальном учении по вопросам веры и морали, дисциплины и управления. Православные же считают, что безошибочными и наиболее авторитетными являются лишь решения Вселенских (всеобщих) соборов. Еще одно важное различие касается учения о Святой Троице. Если Католическая церковь исповедует в Символе веры (системе основополагающих догматов), что Дух Святой исходит от Отца и Сына, то Православная церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Кроме того, в католицизме, в отличие от православия, существуют догмат о непорочном зачатии Девы Марии и догматическое понятие о чистилище. Со временем развились также многие богослужебные, культурные и национальные особенности религиозной жизни. Например, в католичестве присутствует практика исключительно неженатого священства, тогда как в православной традиции существует белое (женатое) и черное (монашествующее) духовенство.
Тем не менее, вера во Христа объединяет 1 миллиард 200 миллионов католиков и 320 миллионов православных планеты (при этом Русская православная церковь — крупнейшая по числу последователей из всех православных церквей мира). Де-факто Русская православная и Римско-католическая церкви признают таинства друг друга (например, не перекрещивают заново переходящих в Русскую церковь католиков, не рукополагают заново священников, меняющих юрисдикцию). И, как отмечает митрополит Иларион, и те, и другие, "несмотря на существующие различия в области богословия, различия, которые можно назвать тонкостями, все-таки в существе веры христианской — едины, и об этом надо помнить".
Впрочем, как подчеркивают обе стороны, богословские вопросы обсуждаться на встрече глав церквей на Кубе не будут.