Не врача, так оборудование
Шестая городская больница Симферополя стала первым в Крыму медучреждением, где установили систему безопасности. Именно здесь, в приемных отделениях, неадекватные пациенты чаще всего кидаются на врачей, разбивают оборудование и хамят персоналу. И если раньше врачам приходилось самостоятельно решать такие проблемы, теперь на страже их безопасности стоит охранное агентство и система охраны.
Корреспондент РИА Новости (Крым) пообщался с персоналом больницы, которому ежедневно приходится сталкиваться с неадекватным поведением пациентов.
Максим Кузнецов, заместитель главврача шестой городской больницы по медицинской части, рассказывает, что работает в медицине около 20 лет и видел многое.
"Из последнего: привезли пьяного пациента, начали его обследовать, а он в порыве агрессии сломал дорогое диагностическое оборудование, которое мы восстановили за свои средства. Это сухо-жаровой шкаф для стерилизации оборудования — он скинул его с постамента. В итоге, мы не могли оказывать помощь другим людям, выкручивались как могли. Взяли это оборудование из другого отделения. Они со своим потоком пациентов справляются. Ждать, пока этот гражданин заплатит за разбитое оборудование — долго, много юридической волокиты, а лечить людей надо уже сейчас", — поделился Кузнецов.
Начмед уверен, что угрозы для врачей были, есть и будут, но с охраной и системой безопасности врачам работать стало легче.
"Врач лечить должен, а не успокаивать неадекватных граждан", — уверен он.
Случай в Белгороде, когда врач нанес несколько ударов пациенту, в результате чего тот скончался, всколыхнул крымских медиков. Но начмед не спешит судить или оправдывать врача и честно признается, что иногда очень понимает коллегу.
"Тяжелее всего на свете делать три вещи: лечить, учить и судить. Мы не знаем всей ситуации — просто увидели ролик, который транслировали СМИ. Конечно, по закону — это преступление, моральная сторона вопроса — для меня тайна. Иногда бывают такие пациенты и сопровождающие, что понимаешь, почему врач так поступил. Но сдерживаешь себя", — говорит врач.
Пациент пациенту — враг
Евгений Ракитов уже пять лет работает врачом-хирургом приемного отделения, и за это время повидал многое.
"До появления охраны нас спасала "тревожная кнопка". Сам врач в такой ситуации, когда пациент начинает вести себя неадекватно, вряд ли справится. У меня был случай, когда меня выталкивали из кабинета, нападали. Но чаще всего нападают на беззащитных медсестер. В декабре здесь был один неадекват, который кидался на нас. Пришлось вызвать полицию, и в первый раз в жизни я написал на пациента заявление. По-другому я не представляю себе, как его остановить. Он четыре часа мешал нам работать, помогать другим пациентам, угрожал…", — вспоминает Ракитов.
Замглавврача по безопасности больницы Александр Власенко раньше со всеми конфликтами разбирался сам или при помощи полицейских нарядов. Говорит, что сейчас проще. Охрана часто служит превентивной мерой при устранении конфликтов пациент-врач.
"Нам необходима круглосуточная физическая охрана. По другому ни пациента, ни медперсонал больницы защитить нельзя", — говорит Власенко.
На грани и без тормозов
Корреспондент РИА Новости (Крым) провел полсмены с экипажем скорой помощи — врачом Лесей Фроловой и фельдшером Энвером Джемадиновым. Четыре вызова, на двух из которых врачам пришлось исполнить роль примирителей между пациентами, которые не хотели госпитализироваться (один в итоге передумал) и их родственниками, которые в порыве беспокойства где-то оказывали излишнее давление на своих больных родных.
Экипаж реанимобиля №4 стартовал с первой подстанции ровно в 20-00 сразу же на вызов и вернулся на базу только далеко за полночь — на стерилизацию машины, которая потребовалась после того, как на последнем вызове мужчина с легочным кровотечением забрызгал кровью салон машины.
Два самых тяжелых вызова за период совместного дежурства РИА Новости (Крым) и экипажа "скорой" были на окраине Симферополя и в центре. В первом случае Лесе пришлось успокаивать пациентку и ее сына, которые долго и продолжительно спорили о том, надо ли больной в больницу. И это при том, что давление у женщины зашкаливало за 240 на 130. Тем не менее, врачу сбить его удалось, а вот уговорить женщину на госпитализацию — нет.
Второй случай был действительно критическим — у мужчины лопнул сосуд в легком, за 20 минут он выкашлял около 300 миллиграммов крови. При этом ложиться в больницу он не хотел, мол "только оттуда". Все же при участии жены и благодаря стальному спокойствию врача и фельдшера "скорой" госпитализировать пациента удалось. Быть может, привезли его в последний момент, поскольку, как призналась Леся Фролова, ситуация на грани.
Врач, спаси себя сам
Уже на подстанции скорой помощи №1 Леся рассказала, что наше дежурство в общем понимании было довольно спокойным. Часто бывает гораздо хуже.
"В приемных покоях стоит охрана, а у нас подстанции не охраняются и нет никаких средств личной защиты. Мы должны максимально сглаживать все конфликтные ситуации и если что — бежать. Да, сейчас стараются так формировать бригады, чтобы чисто женских не было, особенно ночью. Но выходит не всегда. А ночью можно попасть к довольно агрессивным пьяным гражданам. Бывает, что в ДТП человек погиб, и родственники, видя, что мы, по их мнению, бездействуем, проявляют агрессию. И мы никак не можем объяснить, что сделать что-либо уже невозможно", — делится врач.
По ее словам, в работе врачей "скорой" бывают случаи, когда действительно боишься за свою жизнь, но делаешь все возможное для пациента.
"Был случай, когда мы чисто женской бригадой из трех человек приехали на вызов в частный дом, где жил освободившийся заключенный. Мы зашли внутрь дома, там в соседней комнате была заперта огромная собака. Пришли в комнату больного, а в это время его друзья, которые были в доме, выпустили собаку, закрыли дверь в комнату и начали очень нехорошо шутить. Да, пациент действительно чувствовал себя плохо, но ситуация была очень неприятной. Девочки-фельдшеры не растерялись, сказали, что им нужно лекарство из машины и их выпустили, а они уже позвали водителя, который проблему решил и мы смогли оказать помощь", — вспоминает Леся.
"Мало вас стреляли"
Угрозы в адрес врачей — явление частое. Оно не всегда сопровождается насилием, но иногда слышишь вещи откровенно циничные, а то и чудовищные.
"Мало вас стреляли" — это то, что в последнее время мы слышим часто, если пациент остался чем-то не доволен. Это стало какой-то страшилкой для врачей", — говорит Леся Фролова. Но тут же признается, работать в таких условиях, конечно, сложно, но работу она не бросит, поскольку действительно ее любит.
"Я за все время полицию вызвал только один раз. Нас поджимали на машине, когда мы везли ребенка. Водитель начал нам высказывать, что мы его где-то подрезали, притом, что мы ехали с включенными мигалками и звуковым сигналом. В общем, пока полиция приехала, эти сбежали, успели только выкрикнуть: "Не зря вас убивают!". Ребенка мы успели довезти, к большому нашему счастью", — рассказал Энвер.
Лечи, а то "уроют"
Врачи сельских больниц также часто сталкиваются с совершенно неадекватным поведением пациентов. И это при том, что зачастую в небольших населенных пунктах все друг друга знают.
Михаил Иванов, главный врач Кировской ЦРБ, уверен: иногда лучший метод решить проблему — пойти на уступки. Для остальных случаев есть видеонаблюдение.
"Мы ежедневно сталкиваемся с хамством, особенно вечером, когда привозят выпивших. Нам постоянно угрожают — если не расправой, то "я позвоню сами знаете кому". Недавно привезли пациента после перепоя, и сопровождающие начали: "ему надо отдельную палату, а то он вас тут всех уроет". Только разве в драку не лезли. И мы должны быть вежливы и терпеливы. Я стараюсь идти на уступки, как последний барьер в таких ситуациях. Мы в приемный покой купили и поставили видеорегистраторы. Это не только для безопасности: часто люди пишут жалобы на врачей и, когда приходят проверки из различных инстанций, мы можем предъявить им видеозаписи как доказательство нашей невиновности", — говорит Иванов.
Каждому по кнопке
Директор "Центра медицины катастроф" Геннадий Антонюк уверен, что можно сократить количество хамства и агрессии по отношению к врачам.
"Наши сотрудники часто встречаются с агрессией пациентов. Чаще всего со стороны пьяных людей. А у нас бригады по большей части — девушки. И что она сможет сделать против пьяного мужика? В каждый экипаж полицейских не посадишь. Да, как только у нас заработает региональная диспетчерская служба, каждая машина скорой помощи будет оснащена "тревожной кнопкой", поскольку будет подключена система ГЛОНАСС. Произойдет это, скорее всего, во втором квартале 2016 года", — рассказал Антонюк.