По его словам, генерал Врангель – единственная знаковая фигура на последнем этапе борьбы Белого движения на юге России.
"Генерал Врангель принял руководство остатками Добровольческой армии и казачьих частей в самый сложный момент, когда стало понятно, что борьба за Россию с точки зрения Белого движения абсолютно проиграна. Разговор шел о том, чтобы подготовить и провести эвакуацию частей, что и было сделано. И это даже заслуга не столько генерала Врангеля, сколько начальника его штаба, генерала от кавалерии Павла Шатилова и вице-адмирала Кедрова. В дальнейшем в советских военных учреждениях эту эвакуацию будут изучать как образец проведенной эвакуации", – отметил Гаспарян.
С именем Врангеля также связано дальнейшее пребывание русских белоэмигрантов на чужбине.
"Фигура Врангеля религиозна для белого движения. Перед ним преклоняли колени даже участники Первого Кубанского и Дроздовского походов (военные маневры белогвардейских войск в феврале-апреле 1918 года – ред.), которые были отдельной кастой внутри белого движения. Но даже они все как один говорили о том, что генерал Врангель – это не главнокомандующий армией, не вождь, а знамя русское, которое мы унесли на чужбину и там сохранили", – подчеркнул эксперт.
Одной из значимых заслуг Петра Врангеля, по словам Гаспаряна, также является сохранение остатков Добровольческой армии. Впоследствии эти части трансформировалась в Российский общевойсковой союз (РОВС) – крупнейшую русскую эмигрантскую организацию.
"По сути, костяк армии сохранился. Офицеры и нижние чины блюли свои полковые традиции и занимались военной подготовкой. Но надо понимать, что с каждым месяцем некогда единая армия превращалась все больше в ветеранский союз. И уже непосредственно к началу Второй мировой войны никто ее не рассматривал как действенную военную силу. Но Врангелю удалось главное – не допустить массовые проявления террора чинов белых армий на территории Советского Союза. То, что минимум членов РОВС приняли участие в терроризме, это, конечно, заслуга генерала Врангеля", – заключил Гаспарян.
14 ноября 1920 года бухты Керчи и Севастополя покинули последние корабли белогвардейского флота. Генералу Врангелю удалось эвакуировать с полуострова более 145 тысяч человек (из них около пяти тысяч раненых и больных). Из страны вывезли 15 тысяч казаков, 12 тысяч офицеров, 4-5 тысяч солдат регулярных частей, более 30 тысяч офицеров и чиновников тыловых частей, 10 тысяч юнкеров и более 100 тысяч гражданских лиц. Сам Врангель отплыл на крейсере "Генерал Корнилов".