Ольга Тимофеева сегодня вспоминает, что ее избрание депутатом вызвало бурю негодования в Ставропольской городской думе: журналистка, снимавшая критические сюжеты о власти, сама пришла во власть?! Но у не была цель: во-первых, заставить работать чиновников на благо родного города, а во-вторых, на собственном примере показать, что каждый может изменить не только свою жизнь, но и влиять на окружающий мир. Своим опытом сопредседатель ОНФ поделилась своим опытом с молодыми журналистами на Всероссийском общеобразовательном молодежном форуме "Таврида", который проходил в Крыму.
Ольга Викторовна, что может делать журналист в Госдуме?
— Я дважды избиралась в Госдуму. Будучи депутатом Ставропольской городской думы, критиковала местную власть, ремонтировала школы, закладывала деньги на строительство больниц, поликлиник. Я говорю об очень практичных вещах. Когда я проезжаю отремонтированную школу, в которой училась, и понимаю, что смогла это сделать как депутат, мне приятно.
Полномочий много, поэтому можно и построить карьеру, и помочь своей территории. Например, журналист-депутат занимается и вопросами распределения финансирования на разных уровнях, а значит, есть возможность потоки денег завернуть в свой регион.
Как при этом не изменить профессии?
— Меня выручает то, что я не член какой-либо партии и никогда им не была. Журналист может представлять фракцию, но не чью-то конкретную позицию. Иначе, если завтра вам придется покритиковать члена этой партии, вы не сможете, будет идти речь о нарушении корпоративной этики.
Поэтому когда я избиралась, сразу определила для себя приоритеты. Журналистика для меня важнее, чем депутатство. Я отвечаю за каждое свое слово и стараюсь быть максимально объективной. К тому же, политика может завтра закончиться, а журналистка мне интересна. Это – моя профессия, я больше ничего не умею.
Для чего вы решили баллотироваться в Думу?
— Когда мне было 20 лет, меня номинировали на ТЭФИ-регион. Я четырежды выходила в финал и проигрывала сильнейшим. А потом… Ну, вот она – статуэтка, а что дальше? Работать на зарплату 20 в тысяч рублей? У нас, к сожалению, сложилось мнение, что журналистика – это профессия молодых, до 35 лет ты поработал, и что делать дальше? Идти в пресс-секретари к губернатору, в крупный банк? Можно, конечно. А можно, используя свое имя, наработанную в профессии репутацию, идти в общественную работу, помогать людям. Я сделала свой выбор.
С депутатством разобрались. А что, в таком случае, для вас журналистика?
— Журналистика – это навык, который может помочь подняться на любую профессиональную ступеньку. Приходится слышать часто о продажности журналистов. У меня на этот счет другое мнение. Я считаю, что если ты объективен, умеешь отстаивать свою позицию, за тобой – люди. Журналисты – это люди с большой буквы. Сегодня из журналистов получаются профессиональные общественники. Они ориентируются во всех темах, умеют общаться с людьми, они защищают интересы своих зрителей и читателей. Я сейчас говорю о региональной журналистике.
Получается, что у региональной журналистики свой, особенный путь развития?
— Я на 100% убеждена, что уровень доверия читателей и слушателей в регионах гораздо выше, чем к федеральным каналам. Потому что регионального журналиста можно найти, схватить за руку и, если он соврал, сказать об этом. Поэтому рекомендую всем журналистам, начинающим – особенно, всегда думать о своей репутации. Иногда можно взять деньги за материал, такое тоже бывает, мы не оторваны от реальности. Но можно написать этот материал используя разные точки зрения, то есть, стараться быть объективным. Тогда это не вызовет отторжения или недоверия аудитории.
В последнее время все чаще приходится слышать о том, что журналистика умерла, а на ее место пришла пропаганда. Как бы вы это прокомментировали?
— Когда я училась, а я тележурналист, нам говорили, что секс, кровь и деньги – это то, что продается, и без этого телевизор никто не будет смотреть. Сегодня на первый план выходит политика, она во всех сферах нашей жизни, она диктует условия игры. Мне кажется, что нам как раз не хватает сейчас общественно-политического информирования. Речь идет не о пропаганде, а об информировании аудитории. Например, когда приходят выборы, мы не понимаем, кого выбирать, какая политическая система, какие полномочия у депутатов, которых мы выбираем. В этом вопросе мы серьезно проседаем. Другое дело, как эту информацию доносить сегодня в условиях апатии общества, когда людям политика не интересна. Это – важная информация, по сути, это безопасность России.
СМИ могут быть субъектом политики?
— Так или иначе, все СМИ – субъекты политики, мы рассказываем о политических событиях. Другой вопрос, на 100% быть субъектом политики или все-таки оставаться объективным при этом и давать разные точки зрения. Мне кажется, чем больше точек зрения, тем у людей яснее картина, тем больше возможностей размышлять и делать выводы.
Как быть тем журналистам, которым приходится работать в условиях информационной войны?
— Всегда быть в касках, и этими касками должна быть объективность. Любое слово, которое ты пишешь, оно должно быть крайне объективным.
Насколько реально быть объективным в условиях информационной войны?
— Пытаться надо. Понятно, что все это условно – вы задаете мне условный вопрос: можно ли остаться чистым и идеальным, не запятнаться, когда все вокруг грязные. Но попытаться – надо! Потому что, в первую очередь, журналист – гражданин своей страны. У меня есть четкое убеждение. Я – за свой город, за свой край и сделаю все, чтобы отстоять позиции своего края. Когда мы поймем, что мы еще и граждане, тогда жизнь изменится в лучшую сторону.
У вас была возможность на форуме пообщаться с молодыми журналистами из регионов. Как бы вы охарактеризовали представителей нового поколения?
— Региональными СМИ надо заниматься. Мы понимаем, что происходит, страна шагнула в кризис, идет сокращение штата на телеканалах, в печатных СМИ. Но кризис – объективная ситуация, в которой нужно существовать, быть конкурентными. А помогать в этой ситуации СМИ, выплатив деньги из бюджета, неправильно. Я хочу, чтобы журналисты были более профессиональными, грамотными. И чем будет больше профи в профессии, тем меньше будет проблем во власти.
В некоторых высказываниях и вопросах журналистов из регионов слышалась обида на слабое финансирование.
— Я одна из тех, кто выступает против огромных субсидий, которые сегодня закладываются в бюджетах регионов на СМИ. Я не против того, чтобы они тратились непосредственно на редакцию, но против того, чтобы на эти деньги формировалась редакционная политика. Что, по факту, происходит? В большинстве регионов посыл такой: местные власти самые лучшие, во всем виноваты Москва и федеральные власти. Когда местная власть финансирует редакционную политику, происходит искажение картинки. Люди, которые читают или смотрят телевизор, не понимают, где они живут. По факту, они видят и слышат одно, а выходят на улицу и сталкиваются с иной реальностью.
Уровень зарплат низкий в регионах, но многое зависит именно от вас. Надо понимать, что молодые журналисты никому не нужны, какими бы талантливыми они ни были. Только при вашей настойчивости можно чего-то достигнуть. Не сидите и не ждите, что вас кто-то пригласит. СМИ – бизнес, если вы не конкурентоспособные, если у вас низкий рейтинг, о каких государственных вложениях может идти речь? А для этого надо работать над собой, над своей репутацией, формировать пул своих читателей или зрителей. Будьте лучшими.
Собственных амбиций для этого достаточно?
— Нужно еще желание расти и развиваться. Можно снять сюжет о какой-то проблеме и забыть о ней, а можно довести эту тему до конца. Если надо, дойти до чиновников, составить иск в суд или запрос в прокуратуру. Вы как граждане России имеете полное право защищать интересы. Тогда в вашем пуле появятся люди, которые будут вас поддерживать. Многие из региональных журналистов уже заставляли отменять какие-то тендерные закупки, реально влияли на работу чиновников. По сути, работая журналистами, вы уже активно принимаете участие в общественной работе. Вы стоите на защите людей и государства. С вами сложно справиться, как бы кто ни хотел вас сломить, у него это не получится. Я за этот профессиональный рост.
Не всегда в регионах возможно писать о тех же закупках. Региональные СМИ во многом зависят от местной власти. Что делать?
— Любая проблема, которую поднимает ОНФ, критичная, и, понятно, она может кому-то не нравиться. Эта ситуация характерна для огромного количества территории РФ. Вместо того, чтобы признать проблему и быстро ее исправить, чиновники стараются заткнуть СМИ деньгами, угрозами, какими-то привилегиями. На активистов ОНФ тоже оказывается довольно жесткое давление. Никому никогда не нравилась критика, все любят, когда им поют дифирамбы. Потемкинские деревни – это наш российский бренд. Но с помощью как раз региональных журналистов нам удается решать проблемы. И здесь главный секрет в публичности. Потому что когда ты говоришь о проблеме публично, поднимаешь с проблемы маленького города на уровень федеральный, уже закрыть глаза не получится. Никому. Ни правоохранительным органам, ни чиновникам крупного масштаба, ни даже самим журналистам. Поэтому мой совет: если вам пытаются закрыть рот, заставить замолчать проблему, и мы видим эту проблему – наш долг о ней рассказать.
На форуме журналисты интересовались: вы много говорите о критике и разоблачении местных властей. А как быть с критикой президента?
— Мэр, депутаты местных дум – это институты власти, которые нужно уважать. Но если губернатор или депутат негодяй, не выполняет указы президента и в рейтинге на последнем месте, я не могу это умалчивать. Институт президентства и сам президент – из другого числа. У него есть наказы и поручения. И наша с вами задача – контроль за выполнением этих поручений и наказов. Но губернаторы, чиновники не выполняют указы и поручения. Из 100%, по факту, исполнено всего лишь 20%. Об этом надо говорить, это надо критиковать.