На Украине стремительно нарастает конфликт внутри правящих элит, следствием этого являются недавние события в Мукачево, считает социолог Евгений Копатько. Со слушателями радиостанции "Россия сегодня" он поделился своими прогнозами относительно развития этой ситуации, а также высказал собственные версии электоральных предпочтений украинцев на будущих местных выборах, рассказал о том, какая ответственность лежит на крымчанах, в том числе и перед соседним братским народом.
— Евгений Эдуардович, с начала этой недели Украина, Россия и весь мир следят за развитием событий в Мукачево, где бойцы "правого сектора" вступили в противостояние с милицией и бизнес-структурами. Как бы вы резюмировали то, что происходило в Мукачево в течение этой недели?
— Западная Украина в условиях истощающихся ресурсов – это очень неоднородная территория. Там имеет место конфликт внутри правящей элиты, и этот конфликт находится в стадии развития. А вариантов на самом деле не так уж много. Если президенту полностью удастся поставить под контроль все силовые подразделения на территории Украины (как официальные, так и полуофициальные), тогда у него появится возможность консолидировать власть в своих руках.
Сейчас у жителей Украины находится большое количество оружия. Огромное количество людей получили боевой опыт, на Украине невероятно зашкаливает преступность. Хорошо, если президенту Украины удастся поставить все это под свой контроль, но только силовым методом задачу не решишь. Каждый день на Украине закрывается какое-либо предприятие, тысячи людей остаются без работы, снижается уровень дохода населения. Все это меняет повседневную привычную жизнь огромного количества людей. Украина, как больной, лежащий под капельницей. В данном случае "капельница" – это иностранные ресурсы, те деньги, которые даются в виде помощи и кредитов. Если эту "капельницу" отключишь, экономические последствия просчитать сложно. Но однозначно можно сказать — пика дна Украина еще не достигла.
— Как Киев справился и справился ли с ситуацией в Мукачево?
— Я думаю, что сейчас стороны конфликта сделали шаг назад. Это касается как Яроша, так и президента. Возможно, на этом конфликт будет исчерпан, потому что есть люди, которые очень сильно влияют на ситуацию извне. К тому же, нельзя не заметить, что на Украине начался процесс регионализации. Это значит, что представители бизнес-элиты той или иной области при помощи разных сил будут решать свои локальные задачи и будут пытаться влиять на государство. Государство же будет пытаться уменьшить фактор силы этих вооруженных подразделений и политических сил. Но по большому счету у нынешней власти нет оппозиции. Мы видим результат борьбы за власть внутри власти. Воля к сопротивлению есть, недовольство есть, но организованного сопротивления ныне действующей власти в стране нет. И это все происходит на фоне подготовки к местным выборам, которые должны состояться осенью текущего года.
— Кого люди будут выбирать на местных выборах? Человека в красивом дорогом костюме или человека в камуфляже, который пообещает навести порядок?
— На Украине зашкаливают усталость от политической жизни и пессимизм. Ожидание, что жизнь в ближайшее время станет хуже, присутствует у большинства людей. На этом ничего хорошего не построить. В обществе присутствует страх.
Порядка 70% украинцев экономят на продуктах питания. Как они будут голосовать? "Мужик с калашом" может решить ситуативные задачи, но управлять страной он вряд ли сможет. Управлять страной – это рутинная каждодневная работа. Да, будут митинги, демонстрации. Возможно, в результате местных выборов во власть придут какие-то новые политические силы. Но что бы мы ни говорили о человеке с ружьем, если у него нет "золотого запаса", он долго не продержится. Все равно нужны будут управленцы — люди мира. Любая война имеет свойство заканчиваться.
— Как вы считаете, могут ли крымчане как-то повлиять на ситуацию в соседней стране?
— На Крым сейчас смотрит весь мир. Я могу утверждать это на 200%. Как ни парадоксально это звучит, но от успеха крымчан зависит ситуация на Украине. Главное – сохранить толерантное отношение к украинцам, которое всегда было присуще жителям полуострова, несмотря на обилие клеветы со стороны киевских властей. Пусть к вам приезжает больше людей, пусть они видят правду о Крыме, ломайте информационную завесу. Наверное, самый яркий показатель – жизнь каждого человека. Нужно развивать крымское единство. Тема Крыма невероятно интересна для многих экспертов. Крымчане сейчас на острие интересов, и это будет продолжаться еще очень долго. Солидарность и местный патриотизм крымчан имеет колоссальное значение. И у вас есть уникальная возможность проявить себя в новых условиях, но для этого нужно очень много работать.
— В Крыму сейчас параллельно проходят два серьезных и ответственных процесса. С одной стороны ежедневно решаются масса насущных проблем, но с другой стороны идет процесс стратегического планирования. Какие бы рекомендации вы могли бы дать для разработки стратегии развития Крыма?
Жителей Крыма часто называют гедонистами, но крымчане еще и достаточно прагматичные люди и неплохие психологи. Они понимают, что использовать природную ренту не так уж плохо, но для того, чтобы она работала, нужно очень много в нее вкладывать. В Крыму уже изменилась демографическая ситуация. Крымчан стало больше и не за счет туристов. Это связано с миграцией прежде всего людей с востока Украины. Думаю, что население Крыма увеличилось более чем на 10%. А это дает возможности даже проблемы обращать в ресурсы. Плюс после "Крымской весны" из материковой России в Крым на постоянное место жительства приехало большое количество людей. И это дает руководству Крыма новые возможности. Потенциал этих людей может сработать именно на благо Крыма.
Я не зря сказал о демографии. Кадры решают все. Я бы сейчас сосредоточился на человеческом потенциале. Я ценю опыт людей, которые знают крымскую специфику, но иногда взгляд со стороны важнее. Первое, на что бы я обратил внимание – это людской и управленческий потенциал. В Крыму есть ключевая вещь — диалог власти и общества. Это дорогого стоит. И еще одно наблюдение о Крыме. Это территория невероятных возможностей. Многие люди будут зубами грызться за Крым и не дадут его в обиду, потому что понимают тех, кто пережили горе, смерть, разруху. И крымчане, многие из которых увидели, что война могла бы быть и на их земле, наверное, очень хорошо подумают прежде, чем совершать какие-то опрометчивые действия. Когда это осознание придет к каждому человеку, тогда можно будет свернуть горы.