13 мая в России отмечается День Черноморского флота. Праздник был установлен приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности".
История зарождения и становления Черноморского флота ведет свое начало со второй половины ХVIII века, когда Россия добилась крупных успехов в борьбе за выход к морям и утвердилась на берегах Азовского и Черного морей. В 1773 году на Черном море успешно действовала созданная на основе Азовской флотилии Черноморская эскадра. Она базировалась в Керчи и двумя отрядами несла крейсерскую службу между Балаклавой, Феодосией и Суджук-Кале (ныне — Новороссийск).
22 декабря (11 декабря по старому стилю) 1775 года был издан указ Екатерины II, в котором определялись основные направления строительства флота на Чёрном море. В 1778 году для строительства глубокосидящих морских судов и вывода их прямо в Черное море был основан Херсон.
В это время обострение противоречий по крымскому вопросу заставило российский кабинет искать пути и способы их разрешения.
В результате напряженной дипломатической работы между Россией и Турцией и всестороннего обоснования, подкрепленного решительными передвижениями российских войск, 19 апреля (8 апреля по старому стилю) 1783 года Екатерина II издала манифест о присоединении Крыма к Российской империи.
Для защиты отвоеванных у Турции земель и обеспечения судоходства на Черном море Россия нуждалась в сильном флоте.
Длительное время шли поиски удобных мест для базирования главных сил флота. Одной из таких бухт оказалась Ахтиарская, расположенная на юго-западном берегу Крымского полуострова, у развалин древнего Херсонеса.
13 мая (2 мая по старому стилю) 1783 года в Ахтиарскую бухту прибыла эскадра из пяти фрегатов и восьми других судов Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Федота Клокачева, назначенного в январе 1783 года командующим "флотом, заводимым на Черном и Азовском морях". 18 мая (7 мая по старому стилю) в бухту вошли 11 судов Днепровской флотилии. Они составили ядро нового русского флота. С этого времени морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом (ЧФ).
Ахтиарская бухта стала основным пунктом базирования кораблей флота. 14 июня (3 июня по старому стилю) 1783 года в торжественной обстановке были заложены первые четыре здания будущего города и порта. Первоначально он назывался Ахтиар (Белый утес), а затем в соответствии с указом Екатерины II от 21 февраля (10 февраля по старому стилю) 1784 года был назван Севастополем ("Достойный город").
В 1785 году был утвержден первый штат Черноморского флота, по которому он должен был иметь 12 линейных кораблей, 20 больших фрегатов, пять боевых шхун, 18 транспортных и вспомогательных судов.
В XVIII-XIX веках ЧФ успешно действовал в войнах России с Турцией, Францией и другими государствами (победы при Фидониси, Калиакрии, Корфу, в Афонском и Синопском морских сражениях и другие). Черноморские моряки доблестно сражались во время Севастопольской обороны 1854-1855 годов. После поражения в Крымской войне 1853-1856 годов Россия лишилась права иметь на Черном море военный флот. Лишь после отмены этих ограничений в 1871 году она приступила к созданию ЧФ по программе строительства парового броненосного флота.
К началу ХХ века Черноморский флот превратился в серьезную боевую силу на юге России. К осени 1917 года он насчитывал 177 боевых кораблей, имел транспортную флотилию.
С весны 1918 года моряки Черноморского флота участвовали в борьбе с наступающими силами германских войск. После оккупации Крыма и Севастополя ЧФ перебазировался в Новороссийск, где во избежание захвата немцами в июне 1918 года почти все корабли были затоплены.
В мае 1920 года в составе Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ) были образованы Морские силы Чёрного и Азовского морей (с января 1935 года — вновь ЧФ). Началось восстановление ЧФ, усиление его за счёт кораблей, переведённых с Балтики. В предвоенные годы ЧФ пополнился новыми кораблями и другой военной техникой. К началу Великой Отечественной войны (1941-1945) в состав ЧФ входили линейный корабль "Парижская коммуна" (позднее переименованный в "Севастополь"), крейсеры "Красный Крым", "Ворошилов", "Молотов", три лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, четыре канонерские лодки, два сторожевых корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, десять катеров-охотников, вспомогательные суда. ВВС флота насчитывали 625 самолетов.
В ходе войны ЧФ оборонял базы и побережье, защищал свои коммуникации, действовал на коммуникациях противника, наносил авиационные удары по его береговым объектам. Совместно с сухопутными войсками оборонял Одессу, Севастополь, Новороссийск, Туапсе, участвовал в битве за Кавказ, в Керченско-Феодосийской и Керченско-Эльтигенской десантных операциях.
В последующем принимал участие в Новороссийско-Таманской, Крымской, Одесской, Ясско-Кишинёвской операциях. За годы войны флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено. За боевые заслуги 18 кораблям, частям и соединениям ЧФ было присвоено звание гвардейских, 228 воинам-черноморцам присвоено звание Героя Советского Союза.
В последующее время, восстановив инфраструктуру, разрушенную войной, Черноморский флот выполнял задачи по защите южных рубежей страны. Корабли, подводные лодки и авиация флота выполняли задачи по несению боевой службы в различных районах Мирового океана.
ЧФ награждён орденом Красного Знамени (1965).
После распада СССР с августа 1992 года ЧФ существовал как объединенный (РФ и Украины). Согласно двухсторонним соглашениям по ЧФ 1995 и 1997 годов на его основе были созданы ЧФ РФ и ВМС Украины с раздельным базированием, определен статус российского флота на территории Украины.
12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был вновь поднят исторический Андреевский флаг, под которым черноморцы возобновили участие сил в дальних походах не только в Средиземном море, но и в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах.
27 апреля 2010 года президентами РФ и Украины в Харькове (Украина) было подписано двустороннее соглашение о продлении сроков пребывания Черноморского флота на территории Украины до 2042 года.
В 2010 году Черноморский флот организационно вошел в состав Южного военного округа.
2 апреля 2014 года в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя президентом России был подписан Федеральный закон "О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины".
Черноморский флот как составная часть Военно-морского флота является средством обеспечения военной безопасности России на юге. Для выполнения поставленных задач Черноморский флот имеет в своем составе дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск.
В соответствии с программой военного кораблестроения к 2020 году на Черноморский флот планируется поступление порядка 30 боевых кораблей различных классов и судов обеспечения.
К началу 2015 года флот уже пополнился более чем десятью катерами и вспомогательными судами различного назначения. Среди них новейшие противодиверсионные катера "Грачонок", скоростные патрульные катера "Раптор", водолазные катера различных проектов и морские буксиры.
До конца 2016 года будут созданы соединения подводных лодок Черноморского флота в количестве шести единиц проекта 636.3 "Варшавянка".
Развитие системы базирования Черноморского флота проводится в рамках действующей Федеральной целевой программы "Создание системы базирования Черноморского флота на территории России в 2005-2020 годах". В рамках ее выполнения в эксплуатацию введены 48 объектов инфраструктуры в Новороссийске и пунктах дислокации береговых войск Черноморского флота в городе Темрюк и поселке Уташ.
В 2017 году предусмотрено завершение работ по строительству геопорта в Новороссийске. Геопорт с уникальным оградительным молом станет еще одним местом базирования сил Черноморского флота наряду с базированием сил в главной базе — городе Севастополе.
После вхождения Крыма в состав РФ Россия может размещать свои корабли не только в Севастополе, но и в Феодосии, Донузлаве (180 километров к северо-западу от Севастополя), а авиацию — в Мирном под Евпаторией и в Бельбеке. Черноморский флот будет обладать системой базирования на Крымском полуострове.