Элеонора Павловская, РИА Новости Крым
Мы живем в мире клонов, где все давно существует на рынке. Привлечь интерес потребителя банальным соблюдением стандартов – качества или сервиса – практически невозможно. В таких обстоятельствах наиболее востребованным товаром становится уникальность продукта, места или действия и полученные эмоции.
Когда в 2014 году началось восстановление экономики Крыма, одной из первых задач стал поиск инвесторов и создание привлекательного образа региона для гостей. Изначально власти сделали ставку исключительно на очевидные преимущества полуострова – его климат, природу, богатую историю и географическое положение. Но это не дало ожидаемого эффекта – в России и мире достаточно мест, природа которых нисколько не уступает крымской, история не менее богата, а инфраструктура, сервис и развлечения при этом на порядок выше.
На шезлонге из вторсырья
Понимание необходимой уникальной идеи пришло неожиданно. Любопытно, что ее обсуждали на протяжении нескольких лет, только под несколько иным углом. Речь идет об экологии Крыма, ее многочисленных и годами не решаемых проблемах: отсутствие культуры раздельного сбора бытовых отходов у населения, загрязнение прибрежных и парковых зон полиэтиленом, отсутствие предприятий по сортировке и переработке отходов, общая загазованность городов из-за резкого увеличения транспорта.
Первопроходцем в реализации зеленого имиджа региона стал бизнесмен Александр Лебедев. Согласно принятой концепции, в принадлежащем ему отеле "Море" были установлены баки для раздельного сбора мусора. Кроме того, в отеле организовали работу цеха по переработке некоторых видов пластика и сухих веток. Полученное вторсырье направили на изготовление пляжной и садовой мебели, арт-объектов и посыпки для сада.
В лифтах и на информационных стендах разместили объявления. На них показывают, как получают вторсырье, как его используют, какую пользу это дает природе и человеку. Причем гости могут видеть не только объявления, но и практические результаты: так, шезлонги на пляже, скамьи в парке, бордюры вдоль аллей сделаны из вторсырья.
Еще одним нововведением с точки зрения Крыма стало использование электротранспорта. На нем ездят не только по территории отеля, но и за его пределами. Для пилотного запуска электрошеринга были закуплены несколько авто на электродвигателях, а на набережной установлены электрозаправки. В результате гости стали пользоваться экологически чистым транспортом для коротких туристических "вылазок" по Алуште.
О здоровье своем и детей
Находящиеся на отдыхе люди делают вывод о месте или стране пребывания, как правило, основываясь на собственных впечатлениях. Вернувшись из путешествия, они с удовольствием (или без удовольствия) делятся воспоминаниями, подкрепляя рассказы сделанными фото и видео. Наверняка приехавшие в Алушту отметят, как бережно начали относиться к экологии в Крыму.
Однако усилий одного и даже нескольких предпринимателей явно недостаточно для полноценного экологического развития Крыма. Нужна поддержка государства на всех уровнях – федеральном, республиканском.
Первые шаги уже сделаны. В правительстве Крыма заявили о подготовке регионального закона о защите экологии, включающего, в том числе, перечень преференций для взявших "зеленый" курс предпринимателей. По задумке инициаторов, документ должен мотивировать бизнес к использованию чистых технологий.
Первый шаг на пути экологического взросления Крыма сделан. Власти и бизнес наконец нашли точки соприкосновения и готовы к совместной работе. При развитии экологического тренда у региона реально есть шанс создать уникальный продукт, который так нужен современному обществу. Потому что и в России, и в мире все больше людей думают о собственном здоровье, о здоровье своих детей и о той природе, в которой они проживают свою жизнь.