Лев Рыжков, РИА Новости Крым
Ограничительные меры, введенные из-за пандемии COVID-19, почти обнулили туристические потоки. Это снизит нагрузку на природу, отмечают экологи. Но специалисты подчеркивают, для полноценного восстановления экосистем моря, прибрежных лесов и гор одного сезона недостаточно.
Кошелек или жизнь: почему крымские отели продолжают принимать гостей >>
Два литра отходов с каждого
В биологии и в экологии, как связанной с ней дисциплине, есть такое понятие как антропогенная нагрузка на окружающую среду. В идеале присутствие человека не должно менять качества окружающей среды.
В курортных регионах уровень антропогенной нагрузки повышается в туристический сезон.
Умножаем на срок пребывания – в среднем 20 дней - получаем 400 литров на человека. Умножаем на 7 млн отдыхающих. Получается 1 миллиард 280 миллионов литров – именно столько выливается в море только на Южном берегу Крыма. Еще больше отходов в море оставляет Краснодарский край, который в 2019 году посетило 17 миллионов туристов.
"По мнению ученых, оптимальное количество отдыхающих для моря, особенно в нынешних условиях состояния коммуникаций, это где-то 5-6 миллионов на весь Крым, - говорит член экспертного совета Минстроя РФ, помощник секретаря Общественной палаты РФ по вопросам комфортной среды и благоустройства Александр Водяник. - Если мы говорим о тех планах, которые были поставлены перед Крымом руководством, – повысить посещаемость, - то к этому необходимо подготовить все побережье. Я имею в виду инфраструктуру и особенно систему канализационных стоков".
"Дырявый" Крым: как на полуостров нелегально ввозят туристов >>
В Венеции появилась рыба
В этом году туристический сезон из-за ограничений в период пандемии коронавируса начнется позже обычного. Если вообще начнется.
"Как эколог, я приветствую снижение антропогенной нагрузки, - говорит директор Всероссийского института природы, кандидат биологических наук, заслуженный эколог РФ Андрей Пешков. - Природа, конечно, скажет спасибо. Ей станет намного легче. Потому что если мы возьмем как пример Венецию, то там наблюдалось 15-кратное превосходство приезжих над местными. Как только приезжих не стало, в протоках Венеции, в чистой воде появилась рыба".
В Крыму, на Черноморском побережье Кавказа, в российской Прибалтике такого соотношения нет. Но все равно антропогенные нагрузки на морскую экосистему случались громадные.
"Когда сотни тысяч людей одновременно входят в море, получается буквально бульон, - говорит председатель Крымской республиканской ассоциации "Экология и мир", президент Крымской Академии наук Виктор Тарасенко. - Иногда случаются залповые выбросы канализационных и очистных сооружений, иногда подтоки в ливневке. Неубранные улицы, нечистоты – в случае дождей все это оказывается в море. Поэтому, конечно, сейчас море отдыхает".
Когда приплывет кефаль
Хватит ли морским экосистемам нынешней карантинной передышки, чтобы очиститься?
В этом отношении, по мнению экологов, повезло Балтийскому морю, курортный сезон на котором заканчивается достаточно рано, а с учетом задержки его старта из-за карантинных ограничений пройдет совсем в сжатые сроки. Зато у экосистем будет шанс на большее восстановление.
Но нагрузку на природу в курортных территориях осуществляется и вне туристического сезона, напоминает Андрей Пешков. Местные жители тоже наполняют канализацию, стоки которой, часто без всякой очистки, идут прямо в море.
Таксисты и туристы: Аксенов возмущен ситуацией в курортных поселках >>
Дети косуль и муфлонов
Отдохнут без туристов и биологические системы лесов и гор.
"В горах сейчас – весна, размножение всех животных, - говорит член Российской академии естественных наук, эксперт WWF (Всемирный фонд дикой природы), главный научный сотрудник Кавказского заповедника Андрей Кудактин. – Сейчас будут размножаться олени. Сейчас у косуль появляются дети, у муфлонов. Именно в этот период размножаются зайцы. Вот-вот появятся птенцы у куропаток. Отсутствие человека – это снижение фактора беспокойства".
Но опасность от массового туризма заключается не в причинении беспокойства живой природе, а в лесных пожарах.
"Непотушенный костер, брошенные окурки – все может привести к трагедии и катастрофе, - говорит Виктор Тарасенко. – Грандиозный пожар в лесу под Ялтой устроил, например, один человек. Он заблудился в лесу, решил срезать путь по прямой, перепугался, развел костер, чтобы его увидели. Ветер подхватил – и пошло. Гектары уникального субтропического леса были уничтожены".
Другая угроза для лесных массивов – целенаправленные поджоги в сельскохозяйственных целях.
"По всей стране в лесах делают палы, - говорит Виктор Тарасенко. - Надо, видите ли, от сорняков, от сухостоя освободиться, а, может, и прикрыть кое-какие факты в виде незаконных вырубок. У нас, например, воровали фисташковый лес. Сейчас это прекращено".
Кто занимается "зеленкой"
Вырубка деревьев в курортных зонах производится даже большими темпами, чем до коронавируса, говорит Александр Водяник.
"Люди не видят, на улицах никого нет. Поэтому работа кипит. В городах, где руководители администраций нормальные, понимающие, такая вырубка может быть даже на пользу. Но там, где "зеленкой" занимаются люди временные, проходящие, административные назначенцы, у них фактически развязаны руки", - отмечает специалист.
В качестве гармоничных курортных зон, где сосуществование человека и природы сбалансировано, Водяник назвал курорты на Балтике – Светлогорск, Янтарный, Зеленоградск.
"Это тот случай, когда чиновники знают, если они не навредят природе, а создадут более естественный ее вид, то затраченные усилия вернутся им сторицей, - говорит Александр Водяник. – В Калининградской области каким-то образом научились понимать природу. Не скажу, что так везде, в окрестностях того же Калининграда можно увидеть кошмарные вещи. Но только не в Светлогорске, Янтарном и Зеленоградске. Едешь из одного города в другой, и видишь, что мэры понимают, где они живут. Отношение этих людей к природным ресурсам отличается от беспредела, который часто можно встретить в других российских курортных зонах".
Полтора миллиона – и сад погиб
Антропогенная нагрузка учитывается и для природных объектов, созданных человеком.
"Когда я рассчитывал достаточно большую территорию – 140 га – под ботанический сад (в Крыму – ред.), выяснилось, что в год на эту территорию вполне безобидно могут ступить порядка 700 тысяч людей. Не больше! Дальше – начинаются проблемы", - говорит Александр Водяник.
Если тот же ботанический сад посетит 1,5 миллиона человек, это будет замечательно для экономических показателей, но станет практически нерешаемой проблемой для экосистемы уголка природы, который может просто погибнуть.
Так что туристы везде хороши в меру.