Крым и Краснодар. Чем привлекут туриста

Набережная имени Ленина в Ялте

СИМФЕРОПОЛЬ, 16 дек – РИА Новости Крым, Наталия Назарук. Уходящий год для турсферы России был незаурядным. Сначала изоляция, потом массовый заезд. Крыму и Краснодарскому краю, которые на свой страх и риск открыли двери для многочисленных гостей, год принес неожиданные плоды. Беспрецедентные меры и одновременно – взлет на несколько ступеней.

О том, как изменились подходы в отрасли, что удалось и на чем нужно сосредоточиться в следующем году, корреспондент РИА Новости Крым поговорил с представителем "вечного конкурента" Крыма, врио министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Марией Золотухиной.

- Один из итогов уходящего года – решение федеральных властей о создании еще одного нацпроекта, который посвящен исключительно внутреннему туризму. Краснодарский край принимал непосредственное участие в его разработке. Каким будет нацпроект?

- Мы пока видели только черновик, но уже сейчас можно говорить, что он позволит совершить мощный рывок в развитии отрасли и создать качественно новые туристические продукты. Мы ратовали за три основных направления. Первое – поддержка инфраструктурного развития и восстановление того, что находится в угнетенном состоянии. Большая часть инфраструктуры таких крупных курортных городов как Анапа, Геленджик, Сочи была создана в 1970-80-е годы. За это время, естественно, изменилась нагрузка, количество населения в этих городах, изменился туристический поток.

Развитие курортов без реновации и создания новой инфраструктуры – инженерной, коммунальной, дорожной, социальной – невозможно.

Набережная Ялты
Ялта обогнала Сочи и Санкт-Петербург по брони жилья на Новый год
Очень важный для Краснодарского края вопрос – создание систем берегоукрепления. Они необходимы, чтобы сохранить и в дальнейшем развивать морские пляжи, один из наших главных туристических ресурсов. Это очень дорогостоящие работы, и без федеральной поддержки в этом вопросе нам не обойтись.

Также мы предлагаем в рамках нацпроекта поддержать социальные направления туризма. Особенно это касается детского оздоровительного отдыха. 2020 год показал, что детские оздоровительные лагеря – очень уязвимый бизнес, многие здравницы оказались на грани закрытия. А нам, наоборот, необходимо наращивать мощность детских здравниц, дать возможность детям со всей России отдохнуть летом на нашем побережье.

Сезон продолжается? Какие перспективы COVID открыл туротрасли Крыма >>

- Есть ли в нацпроекте пункты, направленные на сглаживание последствий пандемии? C этим "наследием" ведь еще предстоит разбираться.

- Черновой вариант нацпроекта содержит большое количество форм поддержки, в том числе прямой грантовой для хозяйствующих субъектов. Ростуризм видит необходимым поддерживать те или иные направления и дофинансировать их.  И, разумеется, система кэшбека, хоть и не в рамках нацпроекта, но тоже – существенная помощь, благодаря которой удалось поддержать и увеличить спрос в межсезонье.

Мы видим существенный рост на бронирование, а по некоторым объектам, где в аналогичные сезоны было примерно 17% бронирования, в этом году увидели 70%! По результатам первого тура поездок в Краснодарский край было продано на 43 миллиона рублей. Второй тур обещает принести еще более весомый результат. Это галопирующий темп роста, и понятно, что его будет сложно сохранить на том же уровне без подобных форм поддержки.

Крым и Краснодар. Чем привлекут туриста
Подготовка Сочи к летнему курортному сезону

- То есть вы согласны с инициативой некоторых представителей отрасли, которые намерены предложить продлить программу кэшбека?

- Кэшбек было бы хорошо модифицировать. Потому что, во-первых, есть периоды пиковых нагрузок, когда и так все хорошо, например, зимние праздники. Для Краснодарского края новогодний период – не проблема, и кэшбек здесь стал лишь приятным бонусом. Но есть "низкий сезон" – с середины февраля до майских праздников. Кроме того, можно было бы сегментировать кэшбек по видам отдыха.

Октябрь в Крыму
Краснодарский край и Крым лидируют в продажах по акции с кэшбэком
Например, у нас есть акцент на оздоровительный туризм, и мы могли бы профинансировать не просто турпоездку, а оздоровление. Тогда можно было бы поддержать здравницы, которые сегодня испытывают дефицит клиентов.

Где нужен порядок

- Кстати о "низком сезоне". Какие меры могли бы сделать курортный сезон в южных регионах России по-настоящему круглогодичным, о чем давно мечтает отрасль?

- Краснодарский край 60% туристов принимает в течение "высокого сезона", с мая по сентябрь, остальные 40% мы принимаем в оставшиеся семь месяцев. Это уже достаточно протяженный сезон и хорошее межсезонье. Но между пиковыми летним и зимним сезонами все-таки требуются дополнительные факторы стимулирования спроса. Это могут быть событийные мероприятия или более развитая система здравоохранения на базе наших здравниц – у нас 200 санаторно-курортных организаций, лицензированных, медицинских, они в состоянии поддерживать этот спрос.

Пляжи Ялтинского региона. Октябрь
Сезон продолжается? Какие перспективы COVID открыл туротрасли Крыма
Кроме того, недавно у нас был озвучен еще один проект – "Зимние пляжи". Сейчас мы приглашаем туристов в курортные города на межсезонные программы, но условия для отдыха на побережье при этом не создаются. Вся пляжная инфраструктура после окончания сезона демонтируется, на пляжах редко проводится уборка, а в результате зимних штормов они имеют очень непривлекательный вид. Мы предлагаем пересмотреть подход к работе пляжей, обеспечить в межсезонье на побережье регулярную уборку, а также работу зон отдыха для туристов: лаунжей, беседок, аэрариев.

Конечно, число таких зон будет значительно меньше, чем в летние месяцы. Но даже несколько "зимних пляжей" при правильной организации способны совершенно перевернуть представления о зимнем отдыхе.

Где нужно участие

- В Крыму проект курортного сбора намерены отсрочить еще на год. Недавно Краснодарский край, наоборот, заявил, что намерен возобновить сбор в следующем году. Почему у вас принято такое решение? Не думаете, что это отпугнет какой-то процент туристов?

- Мы не считаем курортный сбор каким-то демотивирующим фактором. У нас ставка курортного сбора – 10 рублей. Для семьи из двух взрослых и двух детей на недельном отдыхе выйдет всего 140 рублей. Такая сумма не может повлиять на решение человека поехать или не поехать на курорт. Вместе с тем у нас на территории края 2800 операторов взимают курортный сбор – и для нас это существенные средства: за два года участия Краснодарского края в эксперименте общий объем собранных средств – 370 миллионов рублей. Пусть эти деньги не решат глобальных задач, но они дают возможность точечно улучшить курортную жизнь на местах. Это существенно для муниципалитетов, участвующих в эксперименте, так как позволяет им не включаться в краевые или федеральные программы, но при этом реализовывать какие-то проекты по благоустройству. Собранные деньги направляются в бюджет, оттуда распределяются обратно муниципалитетам, которые их собрали, в виде субсидий под защищенные проекты.

Кстати, мы пробовали на объектах, которые ставятся за счет курортного сбора, размещать таблички "Сделано за средства курортного сбора". Человек, находясь на курорте, видит теневые навесы, лавочки, фонтаны с такой надписью – и понимает: он тоже помог сделать это место лучше.

- Недавно в Краснодарском крае анонсировали создание нового туристического кластера, который должен объединить несколько особо охраняемых природных территорий. Причем довольно известных, у которых уже есть свой турист. Каковы задачи этого кластера?

Туристы в Алуште
Власти рассказали о судьбе курортного сбора в Крыму
- В этом году АСИ проводило конкурс по развитию туризма на ООПТ. Мы были активными участниками и сформировали кластер Курджипский. Курджип – это река, которая протекает через территорию всего будущего кластера и объединяет несколько ООПТ в предгорье Кавказа: Гуамское ущелье, заказник "Камышанова поляна", Большая и Малая Азишские пещеры. Конечно, у этих объектов есть туристический поток. Но задача нашего кластера, во-первых, этот поток урегулировать, потому что сегодня он хаотичен и оказывает очень высокое антропогенное воздействие на территории. Во-вторых, развитие: мы формируем внутри кластера инвестплощадки, на которых могут быть размещены конкретные объекты – глэмпинг, например. При этом со стороны государства – коммуникации, со стороны инвестора – вложения. Экологи, к счастью, слышат нас в той части, что мы не застраиваем ООПТ, а только организуем пешие маршруты. А инвестплощадки будут формироваться на территории тех малонаселенных пунктов, которые вошли в состав ООПТ, их не более десятка. И нам видится, что таким образом мы сможем сохранить эти поселки, потому что сейчас там ни работы, ни возможностей.

Турсезон в Крыму: все смешалось, кони, люди >>

Где нужно быть вместе

- Как развивается совместный для Крыма и Кубани проект "Золотое кольцо Боспорского царства"?

 - К "Золотому кольцу" есть интерес, он перспективен. В рамках грантовой поддержки Ростуризма туроператор Сочи выиграл грант на создание проекта "Винные дороги Боспорского царства", который будет имплементирован в "Золотое кольцо" и объединит между собой разные винодельни. К энотуризму сейчас быстро растет интерес, у нас очень много виноделен, которые разрозненно включены в туристический процесс. Если мы их замкнем в кольцо и сможем создать программы – с экскурсиями в терруары, на производство, с дегустациями, с демонстрацией процесса виноделия, – это найдет отклик в людях.

И это снова возвращает нас к межсезонью: вином наслаждаться можно в любое время года.

Виноделие в Крыму: спецпроект РИА Новости Крым >>

- А есть идеи других совместных с Крымом проектов?

- Мы будем совместно развивать систему яхтенных марин. Этот проект возможно сделать только вместе. Одна или две марины не создают систему для туризма. Международная практика говорит о том, что комфорт яхтсмена, который не просто путешествует из точки А в точку Б, а совершает протяженное путешествие, складывается из возможности в один световой день пройти 20-30 морских миль и потом попасть либо в порт укрытия, либо на марину, чтобы укрыться и отдохнуть. Так действует Турция, где очень развит яхтенный бизнес.

В Балаклавской бухте
Проект яхтенной марины в Балаклаве: мнения за и против
Мы знаем, что у Крыма уже есть финансирование на подобный проект, у нас это пока на уровне концепции и желания. Надеемся в ближайшее время приступить к реализации первых проектов и, в итоге, замкнуть систему вдоль всего теплого моря России.

- Не боитесь ввязываться в потенциально международный проект в связке с Крымом, который, куда ни кинь, везде под санкциями?

- Прежде всего, у нас есть большой внутренний спрос, хоть мы этого и не осознаем. Сейчас в Краснодарском крае всего 600 парковочных мест для яхт, а зарегистрировано около 2000 судов. Им просто негде стоять. У нас есть практика, когда гости из средней России, из речных районов привозят судно на лето, а потом вынуждены увозить обратно, потому что парковки нет. Поэтому вопрос взаимодействия с Крымом, как мне кажется, можно закрыть и внутренним туризмом. Что касается международных перспектив, я верю, что санкции не вечны, и все образуется.

Яхтенный турист приносит в полтора раза больше денег >>

Интервью
Загрузка...
Популярное
14:2024.02.2021Чем занимаются ополченцы в Крыму и во сколько это обходится бюджету
00:0025.02.2021Какой сегодня праздник: 25 февраля
17:3824.02.2021Март принесет в водохранилища Крыма долгожданную воду - астролог
17:1224.02.2021Врачи пожаловались на "передумавших" вакцинироваться от COVID-19
12:4724.02.2021В Севастополе падает заболеваемость COVID-19 – власти
18:1924.02.2021В Севастополе планируют дореконструировать самый старый бульвар города
Эфир
Наверх