Андрей Киреев, корреспондент РИА Новости Крым
Победа брига "Меркурия" под командованием Александра Казарского в неравном бою с турецкими линкорами в мае 1829 года до сих пор будоражит сердца любителей военной истории России.
Почти деревянный парусник
Сторонники композитной конструкции восстанавливаемого брига уверены, что такой проект позволит максимально сохранить исторический вид парусника.
По его словам, современные технологии позволят паруснику ходить по морям довольно внушительный срок. "Современная химия позволяет сохранять деревянные яхты от соленой воды и жучков. Мы рассчитываем, что парусник прослужит десятки лет", — подчеркнул Кот.
По замыслу инициативной группы, помимо парусного вооружения бриг будет комплектоваться двигателями. "У корабля будет три степени движения: парусное, с помощью весел, как у оригинального парусника – по восемь весел на борт, а также за счет электроприводных азимутальных колонок, расположенных по бортам кормовых подзоров, что позволит сохранить оригинальное рулевое устройство брига", — отметил собеседник.
"Они оказывают нам консалтинговую помощь, поскольку обладают колоссальным опытом, полученным при строительстве деревянного линейного корабля "Полтава". Помогают избежать ошибок, с которыми столкнулись при проектировании и строительстве линкора", — сказал он.
По словам Виктора Кота, планируется, что бриг будет строиться в Севастополе.
"Прежде всего, мы рассматриваем "Севморзавод", где и был построен оригинал, а также другие площадки в Севастополе и Балаклаве. Ориентировочная стоимость строительства корабля – 500-600 млн рублей. Сроки реализации проекта, с учетом решения всех вопросов с документами и строительством верфи, примерно 18 месяцев", — отметил он.
Финансирование проекта планируется обеспечить за счет всенародного сбора средств.
Почти океанская яхта
Необходимость строительства металлического корпуса парусника Лубянов объясняет тем, что, "стальной корпус для судна-копии предпочтительней, поскольку он долговечнее деревянного – 60 лет против 15-20 лет".
По словам Лубянова, никакие современные технологии не в состоянии обезопасить деревянный корпус от гниения.
"Чтобы сохранять деревянное судно, его надо периодически поднимать из воды на берег и проводить обработку корпуса. Просто ли это сделать с парусником почти 30 метров в длину и водоизмещением 450 тонн? Не просто и очень дорого", — подчеркнул он.
Кроме того, по словам Лубянова, для реализации проекта нет необходимости строить верфь с цехами для хранения и обработки дерева. "Нам надо просто стапельное место, которое мы можем оборудовать либо на площадке порта в Камышовой бухте, либо на других судоремонтных заводах Севастополя, где мы раньше уже строили яхты", — подчеркивает руководитель рабочей группы по воссозданию "Меркурия".
Он также указывает и на разницу в цене. "Сегодня деревянные технологии значительно дороже, чем изготовление металлического корпуса. К тому же в стране не так много специалистов по дереву. По предварительным оценкам, стоимость строительства корабля составит 350-400 млн рублей и займет примерно три года", — заявил Лубянов.
Севастопольский общественник, который вовлечен в проект восстановления легендарного парусника, Валентин Шестак считает, что необходимо направить усилия двух инициативных групп в единое русло.
"Представители одной рабочей группы обладают опытом строительства океанских яхт. Другие энтузиасты сотрудничают с верфью "Полтава", специалисты которой наработали значительный опыт строительства деревянных конструкций корабля. Поэтому нужна кооперация двух групп. Это очень важный проект для Севастополя и всей России, поскольку восстановленный бриг станет и символов силы духа русских воинов, и музеем, и действующим кораблем, на котором смогут проходить практику курсанты", — подчеркнул он.
СПРАВКА: Бой брига "Меркурий" с турецкими линейными кораблями "Селимие" и "Реал-бей" состоялся 14 мая 1829 года. Русское военное судно с 18 (20) корронадами (небольшими корабельными орудиями) вступило в бой с линкорами, которые суммарно несли 184 пушки. Во время сражения русский парусник постоянно маневрировал и вел меткий огонь по вражеским линейным кораблям. В результате активных действий русских моряков у "Селимие" была сбита грот-мачта, а у "Реал-бея" перебита форс-марс-рея, из-за чего турецкие линкоры не смогли продолжать преследование русского брига. Из 114 человек экипажа "Меркурия" погибли четыре матроса и шесть получили ранения. Бриг получил 22 пробоины, 16 повреждений в рангоуте, множество в парусах и такелаже. За героический бой все его участники получили щедрые награждения, в частности, всем офицерам и матросам была назначен пожизненная пенсия в размере двойного жалования. Бриг "Меркурий" получил Георгиевский флаг и вымпел.