Рейтинг@Mail.ru
Хранители Херсонеса: секрет преданности археологов-реставраторов Рыжовых - РИА Новости Крым, 20.06.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Археолог, хранитель Херсонеса, заведующий сектором отдела Городище и некрополь музея-заповедника Херсонес Таврический Станислав Григорьевич Рыжов и его дочь Юлия, реставратор

Хранители Херсонеса: секрет преданности археологов-реставраторов Рыжовых

Анна Петрова
СИМФЕРОПОЛЬ, 20 июн – РИА Новости Крым. Как только ни называют его коллеги: "хранитель Херсонеса", "сердце городища", "добрый дух заповедника" – все кажется мало. Станиславу Григорьевичу Рыжову 85 лет. Из них 55 неутомимый исследователь, археолог, историк родом из Курской области посвятил "Херсонесу Таврическому". Приехал однажды в "чистый и уютный Севастополь", увидел Херсонес – "и все, прикипел, несмотря на все эти развалины".
Но, по правде сказать, хранителями здешних священных мест с их памятниками нескольких эпох можно назвать не его одного, а всю семью. И жена, и дочь Рыжовы работают тут десятилетиями. Почему? "Просто здесь хорошо, как нигде".
РИА Новости Крым в Год семьи в России продолжает спецпроект "Династии Крыма". В нем рассказываем о семьях крымчан, где профессия передается из поколения в поколение.
Не дай Бог мне золота
Впервые Станислав Рыжов увидел Херсонес в 1963-м, еще будучи студентом факультета "Археология" Харьковского университета. Он приехал на практику в Севастополь после первого курса. С тех пор каждое лето возвращался, а потом однажды остался навсегда.
Уже несколько лет он не держит в руках кирку и не возит тачку: спорить с возрастом все труднее. Но и теперь каждый день с раннего утра на работе – обходит территорию, анализирует, планирует. Сейчас под его началом специалисты приводят в порядок остатки античного дома за собором: плановая реконструкция.
Почти все годы работы в отделе "Городище" он возглавлял его, отвечая и за раскопки, в которых непосредственно участвовал, и за реставрацию и консервацию памятников. Занимался оборонительными стенами, в частности, реставрировал входную группу и знаменитую башню Зенона в 2000-х.
"Археолог должен быть и реставратором. И хотя бы знать азы металлургии, сельскохозяйственной науки, медицины, чтобы ориентироваться, когда столкнешься, чем занимался человек в древности", – отмечает Рыжов.
На счету Рыжова раскопы общей площадью около 10 гектаров, открытие нескольких жилых районов древнего полиса и десятка средневековых и античных храмов. Одним из них он особенно гордится, называя настоящим открытием.
"На северном берегу начинал раскопки еще Косцюшко-Валюжинич*, но он не дошел до этого участка. В 2012 году я стал докапывать и нашел в районе колокола остатки храмового комплекса. Он был построен где-то в IV веке нашей эры, а погиб в IV веке уже нашей эры, когда сюда проникла христианская религия – языческие храмы тогда разрушались, а на их месте строились христианские – базилики. И возможно, это самый первый античный храм Херсонеса, потому что в нем есть крипта (пещера под алтарем – ред.), и посвящен он богине Афине-Деве. По-гречески "Дева" – "Парфенос", там была надпись, в которой она упоминалась", – рассказал археолог.
Разного рода надписи – это то, что радовало его больше всего.
"Я обычно говорил: "Не дай бог мне найти много золотых монет. Ну монета и монета, а такая с ними возня, отчеты. Гораздо лучше найти обломок какой-то надписи, которая дает понимание именно истории Херсонеса, кто здесь жил и как", – признается исследователь.
Вдохновляло и кое-что еще. Например, удивительные находки вроде бронзовой статуэтки египетской богини Исиды. В руки Рыжову она попалась абсолютно целая. Причем высотой 22 сантиметра, тогда как аналогичные известные научному миру находки за рубежом достигали максимум 15-ти.
"В период, когда в Херсонес проникал Рим и здесь стояли римские легионы, солдатами в них были не римляне, а люди из провинции, в том числе из Египта. С ними приходили культы. Это привозная очень хорошая работа, она у нас, по-моему, стоит в античном зале", - поясняет ученый.
 Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический

Участок городища на берегу моря стал таким, каким хотел показать его всем археолог: с улицами, в атмосфере древности.

Но своей главной миссией Рыжов всегда считал нечто большее, чем разрозненные находки: показать Херсонес как город, единое целое. Под эту цель был выбран и новый принцип раскопа, введенный Рыжовым: не в одном месте вглубь – сверху до низу, а кварталами вширь – с послойным исследованием на большой площади, "чтобы не путалось". В итоге участок городища на берегу моря стал таким, каким хотел показать его всем археолог: с улицами, в атмосфере древности.
В запахе херсонесской пыли – образ жизни
И все же не одной любовью к Херсонесу оставался он здесь счастлив. Бесценной находкой стала Людмила, выпускница отделения археологии Московского госуниверситета.
"Вместе копали. Только она на других участках. Ой, давно это было", – смеется Станислав Григорьевич.
Людмила Александровна успела поработать и в экскурсионном отделе музея, и попробовать себя ученым секретарем. А потом стала хранителем в самом буквальном смысле этого слова, – ушла в научно-фондовый отдел, где уже полвека сберегает артефакты из музейной сокровищницы. Это теперь она проводит отпуск не на работе. А раньше здесь проходили и будни семьи, и выходные.
Людмила Александровна Рыжова, хранитель музейных предметов научно-фондового отдела музея-заповедника Херсонес Таврический, супруга С.Г. Рыжова
Людмила Александровна Рыжова, хранитель музейных предметов научно-фондового отдела музея-заповедника "Херсонес Таврический", супруга С.Г. Рыжова
"Музей тогда был маленький, сотрудников были десятки и многие жили прямо на территории, мы не исключение. Те, кто не жил здесь, приходили на работу со своими детьми, и так мы воспитывали себе новое поколение. Раньше это называлось "семейственность", – вспоминает Станислав Григорьевич.
Так что для дочери Рыжовых Юлии вопрос о месте работы вообще не стоял.
"Атмосфера была потрясающая. Экспедиции, запах раскопанной пыли, тачки, кирки, море. Мы здесь целыми днями были. Я выросла в Херсонесе и по родителям видела, что это не работа, а образ жизни", – говорит Юлия Станиславовна.
Работать-жить в музее она стала сразу по окончании школы. Около года была техником в научно-просветительском отделе. Параллельно училась заочно на истфаке в Симферопольском госуниверситете.
Станислав Рыжов (в очках) с маленькой дочерью Юлей и коллегами-археологами на раскопках Западного некрополя в Херсонесе, 1981 год.
Станислав Рыжов (в очках) с маленькой дочерью Юлей и коллегами-археологами на раскопках Западного некрополя в Херсонесе, 1981 год.
Когда освободилась ставка в отделе реставрации – перешла туда, где "сразу понравилось – затянуло". Стала обучаться науке под руководством старших товарищей и ездила на стажировки: в Тамань, Карачаево-Черкесию, в Киев.
"Это сейчас художественные вузы выпускают реставраторов, а раньше только при Академии художеств обучали реставрации станковой живописи. Но у нас направление – прикладное искусство, и вот ему нигде не учили – каждый набирался опыта по месту. Хотя и теперь главное в работе реставратора – снимать профессию "с рук".
Юлия заведует реставрационной мастерской в профильном отделе, где проработала уже более 30 лет, с 1989 года. Ее специализация – керамика и стекло. Нужно много сосредоточенности и выдержки. И все это есть: "Подходящий склад характера".
"Все зависит, в каком состоянии предмет. Он может быть большой, но в достаточно хорошем состоянии, так что на него уйдет меньше времени, чем на какой-то крошечный. Бусы, как правило, более-менее целые, а вот разбитый стеклянный сосуд требует усидчивости, времени и большого терпения. И мне очень нравится", – делится она.
Через руки Рыжовой прошли "сотни предметов – все не упомнить". Довелось иметь дело и с артефактами, найденными в так называемом Новом Херсонесе – территории историко-археологического парка. Каждый раз по-новому, но всегда одно чувство: "Мне просто хорошо в Херсонесе".
Выполняйте долг – охраняйте
Станислав Григорьевич машет на прощание. Все время разговора он просидел на лавочке на палящем солнце – уйти в тень категорически отказался. И правда зачем: десятилетия, годы, дни и часы в раскопе – это его стихия.
Мы разговаривали о его долгом жизненном пути в Херсонесе, и ни разу он даже не намекнул, как временами бывало тяжело и как он гордится, что его труд ценят. Видно, награды не тема, которая занимает внимание. Хотя, я думаю, кое-что ему все-таки приятно.
Станислав Рыжов в научной библиотеке музея-заповедника Херсонес Таврический
Станислав Рыжов в научной библиотеке музея-заповедника "Херсонес Таврический"
В мае 2024 года Станислав Рыжов стал лауреатом Национальной премии в области музейного дела им. Д. С. Лихачева. Эта награда объединяет все аспекты музейного дела: исследование, сохранение, интерпретацию и презентацию наследия, материального и нематериального. И она вручалась в первые в Российской Федерации.
Но как будут дальше охранять памятники в России, в Севастополе, в Херсонесе – вот вопрос, который его волнует.
Продолжит ли династию археологов-реставраторов Рыжовых внучка Полина, пока неизвестно. Сейчас ее больше увлекает компьютерная графика. Но кто знает, к чему она приведет представительницу молодого поколения.
Одно Станислав Григорьевич знает точно: к чему должна привести деятельность тех, кто уже определился с профессией.
"Археологи, реставраторы должны честно работать и выполнять свой долг. Если вас поставили охранять памятники старины, значит, охраняйте и не давайте поблажек разным новым веяниям, которые приходят на смену тому, что прошло".
*Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич – основатель и первый директор музея в Херсонесе, археолог, инициатор и организатор системы охраны и популяризации памятников античности.
 Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический

Херсонес Таврический

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала