СЕВАСТОПОЛЬ, 19 мар – РИА Новости Крым, Владислав Сергиенко. Это не место для людей, страдающих клаустрофобией, и тех, кто переживает стресс. Здесь в день дают 250 граммов пресной воды, а моются – соленой морской. Ходят по узким коридорам, а отсеки соединены переходами диаметром около метра... Это подводная лодка "Колпино", новейшая дизель-электрическая субмарина, спущенная на воду в 2016 году и вошедшая в состав Черноморского флота.
В День моряка-подводника корреспонденты РИА Новости Крым посетили "Колпино", вернувшуюся из дальнего похода.
Зашли в теплые воды
Ее длина почти 74 метра, ширина – почти 10. Она способна из подводного положения запустить несколько крылатых ракет "Калибр" и поразить цель на расстоянии в несколько сотен километров. Террористы из "Исламского государства"* смогли в этом убедиться в сентябре 2017 года, когда семь "Калибров" обрушились на их объекты в Сирии, недалеко от города Дайр-эз-Заур. Все цели были уничтожены. Спустя три недели еще 10 крылатых ракет "накрыли" объекты, принадлежащие незаконным военным формированиям. В начале ноября "Колпино" наносит еще один ракетный удар, после чего уходит из Средиземного моря.
"Мы пробыли там 6,5 месяцев плюс переход. А, в общем, нас не было дома 8 с половиной месяцев. Было сложно: в подводной лодке было очень жарко, но мы горели идеей и поэтому легко переживали эти моменты. Просто эта лодка предназначена для использования в более северных широтах. Было интересно посмотреть, как она покажет себя в теплых водах. В итоге она полностью себя оправдала", - вспоминает старший лейтенант, командир электро-технической группы подлодки Дмитрий Алтухов.
Первое море
Вернувшись в Севастополь, Дмитрий взялся за подробное изучение субмарины, на которой ему предстояло служить. В тот момент она стояла на обслуживании, и он смог "облазить" ее практически полностью.
А потом было "первое море"…
"Вначале было тяжело, непривычно. Хотя в первый раз мы вышли всего на 10 дней", - вспоминает он.
Далеко не все задерживаются на подводной лодке. Контракт прописан так, что в течение трех месяцев его можно разорвать, если понимаешь: в таких условиях ты служить не в состоянии. Дима оказался в состоянии.
"Крыша не едет, - честно признался он. - Просто надо понимать, чем ты будешь тут заниматься, соответственно, готовиться. Лучший метод быть постоянно в тонусе – спорт, если есть такая возможность. В надводном положении мы выставляем турник, а у меня еще есть гиря. На самом деле, одна из проблем - в длительном плавании начинают атрофироваться мышцы. Например, был у нас выход на автономность на 45 дней. После такого выхода на берегу испытываешь дискомфорт при ходьбе".
"Крыша" могла бы "поехать", если на подводной лодке нечем было бы заняться. Но нет: тут тебе все по минутам распишут.
"Здесь всегда есть чем заняться, - утверждает подводник. - Утром встали, умылись – осмотр экипажа, завтрак. Потом противоаварийный осмотр: ответственные подняли все выдвижные устройства, проверили оружие. После – обед и боевая подготовка: тренировки, учения и так далее".
Завтрак значит новый день
Противоаварийный осмотр – особое занятие для Дмитрия. Тут даже у нас началась клаустрофобия от его рассказов:
"Тут в такие места иногда приходится лезть, что лучше не думать, - а он спокоен! - Например, там, где расположен главный гребной электродвигатель. Там еле-еле пролезть можно. А надо. Еще испытывающих клаустрофобию можно напугать тем, что во время боевой подготовки мы отрабатываем десантирование из торпедного аппарата, диаметр которого – 533 миллиметра. Тебя в спасательном костюме погружают в аппарат, с двух сторон задраивают, заполняют водой и только после этого открывают переднюю крышку для выхода".
Еще один нюанс – ограничения на пресную воду. Тут ее, как и по всему Крыму, просто так не используют.
"Пресная вода идет только на нужды камбуза, - поясняет Дмитрий. - А чистить зубы, умываться, в душ ходить… Для этого используется забортная вода, которая проходит определенную очистку. Да, она соленая, но привыкаешь. Пресной воды в день нам выдают 250 граммов, проще говоря, граненый стакан. Поначалу было дискомфортно, потом привык".
Выспимся на суше
Сон на боевой подводной лодке – не храп под успокаивающее бульканье проплывающих мимо иллюминатора рыб. Если моряк-подводник увидит проплывающую рыбу, то должен сильно занервничать: на субмарине нет иллюминаторов…
"С вахты сменился, поспал, поработал, опять поспал. Цикличность процесса сначала выматывала, - слегка нахмурившись, говорит моряк-подводник. - О том, что наступил новый день, узнаешь, когда подают завтрак. Когда лодка выходит в море, первые сутки очень спать хочется, но распорядок составлен так, что адаптируешься: несколько часов до обеда, потом час-полтора после и так далее. Большая часть коек находится в каютах, но есть и те, что расположены прямо в отсеках. Таких 9 штук, они прямо возле механизмов расположены. На лодке сложно выспаться: шумно, вахта ходит постоянно".
Хотя в боевых походах есть свои плюсы: когда подлодка стоит у причала, личный состав ночует в казармах. На субмарине остаются только вахтенные.
Но Алтухову все эти моменты уже не доставляют никакого дискомфорта. Привык и относится к подобному с философским спокойствием. Он прекрасно анализирует, понимает, что делать в той или иной ситуации. И даже расписал свое будущее: в следующем году перевод но подводную лодку "Краснодар", а после – в Обнинск, преподавателем.
*Запрещенная в РФ организация