СИМФЕРОПОЛЬ, 7 авг – РИА Новости Крым, Владислав Сергиенко. Из-за проблем с постановкой на учет около десяти тысяч крымчан могут лишиться своих автомобилей, взятых в лизинг при Украине. Об этом сообщает "Коммерсант".
ФЗ не спас
Речь идет о машинах, взятых в лизинг до 2014 года у компаний, учредителями которых были украинские банки. После их ухода из Крыма владельцы авто лишились возможности закрыть долги по лизингу, а значит так и не получили документы, дающие возможность оформить право собственности на транспорт.
Не помог и 422 Федеральный закон, в котором говорится, что оплату украинских долгов крымчан могут требовать только российские компании, официально выкупившие кредитный портфель у украинских заемщиков. Пока информации о том, что украинский лизингодатель стал сотрудничать с компаниями из РФ, нет. Таким образом крымчан лишили возможности уже при России закрыть долги и получить документы.
Однако, по словам адвоката Виктории Бавыкиной, не стоит исключать возможность, что украинские компании "вспомнят", что где-то на российском полуострове у них около 10 тысяч должников.
"Могут возникнуть требования третьих лиц по отношению к этому имуществу. Существует определенный срок исковой давности, но все они возможны к восстановлению. Я в своей практике сталкивалась с подобными случаями, когда были переуступки прав от украинских компаний – российским", - пояснила адвокат.
После того как владельцы лизинговых авто обратились к президенту Владимиру Путину, был выработан механизм, который должен был решить эту проблему: согласно постановлению №399 "Об упрощенной регистрации автомобилей", при отсутствии документов собственника на автомобиль крымчане получают временные документы, дающие это право на пять лет. Но "пятилетка" уже заканчивается, а с ней и срок действия временных документов.
Но, как утверждает "Коммерсант", суды не спешат признавать право собственности жителей полуострова на транспортные средства. Результатом этого может стать то, что ГИБДД начнет изымать автомобили после того, как пройдет срок действия временного права собственности.
В России стали чаще покупать подержанные автомобили >>
Практики нет
Адвокат Артем Пепа считает, что правительству стоит обратить внимание на ситуацию и пойти навстречу автовладельцам.
"Единственный выход – правительство должно принять постановление, которое поставит точку в вопросе, как быть этим собственникам. Но пока такого нормативного акта нет, владельцам авто приходится обращаться в суд с иском о признании права собственности по 234 статье Гражданского кодекса. Практика, с учетом крымской специфики, только формируется. Единственный способ доказать, что автомобиль был в пользовании, это (предъявить) те документы, которые выдавали в ГИБДД, когда ставили на временный учет", - заявил адвокат в комментарии РИА Новости Крым.
По его словам, с исками по "приобретательной давности" могут возникнуть сложности из-за отсутствия такой практики.
"Активной практики нет, она противоречивая: где-то в пользу автовладельцев, где-то нет. Каждый спор индивидуальный, и у каждого свой пакет документов. Шансы автовладельцев доказать свое право собственности сложно прогнозировать, поскольку путь только начинается", - предупредил Артем Пепа.
"Изъятие возможно в двух форматах. Например, ГИБДД будет останавливать автомобиль на дороге, проверять документы и выявлять, что регистрация была временная. Дальше они должны изымать транспортное средство на штрафплощадку. Но это может привести к социальному недовольству. Второй путь - украинские лизинговые компании заявят свои права. Но для них это будет сложно: им необходимо будет пройти суды, а потом каким-то образом изъять автомобиль. Но как это сделать – не ясно. Разве что они переуступят право требования", - подчеркнул Артем Пепа.
Таким образом, спасти крымских владельцев украинских лизинговых авто может или постановление правительства, или снисхождение суда.