СИМФЕРОПОЛЬ, 15 дек – РИА Новости Крым, Алексей Гончаров. Ровно год назад произошло одно из важнейших событий для мирового православия. 15 декабря 2018 года в Киеве состоялся так называемый "объединительный собор", на котором две неканонические православные церкви (Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь) объединились в Православную церковь Украины (ПЦУ).
Более того, создание автокефальной церкви усилило раскол в украинском обществе. В силу этих и других причин перспективы ПЦУ остаются неопределенными.
Церковно-политическая технология
Образование "новой церкви" являлось в большей степени политическим, нежели религиозным проектом.
Петр Порошенко очень хотел избраться на второй срок, и создание единой поместной церкви на Украине стало одним из столпов его предвыборной кампании. Создание ПЦУ преподносилось как необходимое условие "окончательного прощания" с российским наследием и полноценного формирования украинской идентичности.
Так и произошло. Русская православная церковь и другие поместные православные церкви – за редким исключением – украинскую "автокефалию" не признали.
В РПЦ дарование томоса назвали трагедией вселенского православия, заявив, что ПЦУ является "пустышкой". Связи между Русской православной церковью и Фанаром (резиденцией Константинопольского патриарха) были разорваны. Остальные менее влиятельные поместные церкви оказались меж двух огней. С этой точки зрения желающие спровоцировать украинской автокефалией раскол в мировом православии достигли своей цели.
Раскол раскольников
Легитимизация новообразованной структуры на мировой арене идет очень медленно. На сегодняшний день ПЦУ признали только три православные церкви – сам даровавший томос Константинопольский (Вселенский) патриархат, а также Элладская (Греческая) православная церковь и Александрийский патриархат, которые очень зависимы от Константинополя.
Предстоятели других поместных церквей изъявляют сожаление и озабоченность по поводу разрыва отношений РПЦ с Вселенским патриархатом и его соратниками по украинскому томосу, но признавать ПЦУ пока не намерены.
Кроме того, ПЦУ не получила поддержку значительной части украинского народа. Порошенко эта технология не помогла – выборы он проиграл. А их с Филаретом и Варфоломеем детище в качестве паствы привлекает лишь радикальных националистов и русофобов из числа украинских граждан.
Исполнительный директор МИА "Россия сегодня" Кирилл Вышинский долгое время руководил порталом РИА Новости Украина, журналисты которого освещали в том числе тему церковного раскола. По его мнению, создание ПЦУ является миной замедленного действия, подложенной под украинское общество.
"Гражданского мира в стране это решение не добавило. Участились захваты храмов. Порошенко заложил мину замедленного действия под украинскую церковь и православие. Как она сдетонирует и к чему это приведет, представить страшно. Человечество еще не знало ничего страшнее, чем кровавые войны на религиозной и национальной почве. За этой ситуацией на Украине лично я наблюдаю с дрожью", – сказал Вышинский РИА Новости Крым.
Наконец, раскол быстро произошел и внутри самой ПЦУ. Филарет не согласился с отведенной ему ролью "почетного патриарха" и фактическим отстранением от церковной власти. Он заявил о непринятии Константинополем томоса об автокефалии, который подразумевал ликвидацию Украинской православной церкви Киевского патриархата – основы ПЦУ.
Филарет резко критикует митрополита Епифания, обвиняя его в "работе на Москву". Предстоятель "новой церкви" в долгу не остается, обвиняя Филарета в том же самом.
По принципу невмешательства
Грызня между двумя церковными иерархами за власть и приходы, пожалуй, сильнее всего дискредитирует украинскую автокефалию.
Обновление по-украински: синод "новой церкви" лишил Филарета епархии >>
Православная церковь Украины не укоренилась в душах подавляющего большинства населения страны, полагает доктор исторических наук, завкафедрой социально-гуманитарных дисциплин Таврической духовной семинарии Андрей Ишин. По мнению специалиста, авторитет ПЦУ среди украинцев ничтожно мал, что и показали президентские выборы"
"При создании ПЦУ преследовалось две основных задачи: еще больше разобщить русский мир и глобально дискредитировать православие как таковое. Православная Церковь рассматривается многими западными странам как препятствие строительству однополярного мира и созданию нового мирового порядка. А такие проекты как ПЦУ откровенно направлены на духовную и цивилизационную конфронтацию. Но в стратегическом отношении, думаю, эти проекты обречены на провал", – полагает Ишин.
Зеленский, по всей видимости, учел ошибки Порошенко и занял равноудаленную позицию по отношению ко всем церквям на Украине, но в то же время заявил о намерении "защищать независимость церкви".
"Сворачивать" проект "автокефальной церкви" новый президент, по всей видимости, не будет. По мнению некоторых экспертов, позиция украинского президента по отношению к "новой церкви" вызвана давлением Вашингтона, который стремится углубить раскол в православном мире.
К тому же сторонники ПЦУ – в основном радикальные националисты, которые сегодня находятся в открытой оппозиции к Зеленскому. Открытая поддержка раскольников может обострить ситуацию внутри страны и серьезно ударить по рейтингу президента и правящей партии. Поэтому, вероятнее всего, власть продолжит политику невмешательства по отношению к церковным делам, но при этом будет пытаться не допускать конфликтов между православными церквями на Украине, не нарушать существующее статус-кво.
"При новой власти количество захватов канонических храмов радикалами уменьшилось, хотя такие акции продолжаются. Зеленский маневрирует между разными силами, в том числе и националистическими. Надеюсь, что государство изменит отношение к канонической православной церкви на Украине. Общественные организации, не только в России, но и в других странах, бьют тревогу из-за нарушения прав верующих на Украине", – говорит Андрей Ишин.
Автокефалия с непредсказуемым финалом
Украинская церковь предложила перенести празднование Рождества >>
По словам украинских политологов, митрополит Епифаний не имеет должного общественного и политического авторитета, но при этом к политическому влиянию не стремится.
"Епифаний повторяет практику патриарха Филарета, политические симпатии которого были очевидны, но который достаточно талантливо умел камуфлировать их под церковные нужды и интересы. Просто Епифаний пока не очень успешный ученик. В остальном же ПЦУ сегодня – это больше политическое явление, с которым новая украинская власть пока не очень понимает, что делать", – констатируют эксперты.
В целом "новую церковь" на Украине пока рассматривают как белый лист, на котором еще будет написан некий текст. Но каким он будет – славным или скандальным – большой вопрос.