ФЕОДОСИЯ, 5 дек – РИА Новости Крым, Галина Оленева. Если идти от центрального феодосийского рынка вверх по улице Нахимова, с правой стороны от дороги можно увидеть средневековый армяно-католический храм Святого Георгия.
Периметр, в котором расположено строение, обнесен полосатой лентой. Это ограждение было сделано силами представителей крымской и феодосийской армянских общин с целью недопущения застройки территории.
Дело в том, что осенью этого года на прилегающих к храму площадях одна за другой стартовали две стройки.
В последних числах ноября вблизи церкви развернулось еще одно частное строительство. Скандал разгорелся с новой силой и достиг своего апогея, когда в месте проведения работ оголились старинные склепы, в провалах показались гробы и человеческие останки.
Так можно выкопать и Айвазовского!
"Как можно относиться так к нашей истории? Мы будем охранять это место, чтоб здесь никто ничего не творил! Так можно где угодно землю продать. И Айвазовского выкопать, а на месте его могилы устроить стройку", - возмущаются присутствующие.
По мнению руководителя армянской общины Феодосии Ашота Габояна, факт застройки прихрамовой территории сам по себе является актом вандализма. То, что в результате этих работ повреждены старинные могильники - и вовсе кощунство.
"Мы сейчас с первым строительством разбираемся, а тут нам звонят люди, которые живут рядом и сообщают, что трактор разрушает кладбище. Мы приехали, а тут такое творится. Открылись могилы, видны гробы, останки. Это исторический храм XIV века, и это – кощунство! Начали тракторами нашу историю разрушать! Мы возмущаемся, чтобы это прекратилось и чтобы ситуация получила правовую оценку", - комментирует ситуацию Габоян.
Кто виноват и что делать?
Местные чиновники поясняют: еще в украинский период земля в этом месте была нарезана и продана в частную собственность. Как выяснилось, за выдачей градостроительного плана земельного участка владелец обратился уже осенью текущего года.
"По документам участок находится в собственности. Выдан он был в 2006 году. Владелец обратился за выдачей ГПЗУ и получил его в октябре текущего года. Документ предписывает до проведения каких-либо работ обязательно согласовать их с комитетом по охране культурного наследия. В дополнение к этому, в ноябре гражданину было написано письмо, чтобы он обратил особенное внимание на условия ГПЗУ. Однако собственник допустил проведение работ. Мы написали в комитет по охране культуре наследия с целью принятия мер в рамках их компетенции, чтобы они разъяснили порядок, связанный с установлением охранных зон и эксплуатацией данных земельных участков. Возможно, оправданным будет и проведение археологических работ", - пояснил начальник отдела муниципального контроля администрации Феодосии Игорь Соколов.
В свою очередь, глава администрации Феодосии Сергей Бовтуненко на официальной странице в Facebook заявил о том, что держит ситуацию на личном контроле и считает проведение любых строительных работ в особо охраняемой зоне недопустимым. По его словам, владелец земельного участка был уведомлен о необходимости приостановления работ.
На аппаратном совещании в администрации города 2 декабря Бовтуненко также коснулся этой темы:
"Решение по выделению данного земельного участка было принято в 2006 году. Ситуация, конечно, неприятная. Но я хотел бы напомнить, что некоторые из блогеров, участвующих в обсуждении этого вопроса, в тот период были депутатами и выделяли эту землю. Поэтому давайте не рассказывать о том, кто виноват. Надо делать дело. Что касается работы департамента земельных отношений и выдачи ГПЗУ - с этого момента специалисты будут внимательнее изучать риски возникновения каких-либо ситуаций".
История вопроса
Как рассказал корреспонденту РИА Новости Крым феодосийский историк и краевед Андрей Евсеев, в течение многих лет возглавлявший городской музей древностей, период возведения армяно-католического монастыря Святого Георгия (Сурб Геворг) все же следует относить не к XIV, а к XV веку. Храм был построен за пределами средневековой Кафы, в границах загородной армянской слободы.
"В XIX столетии работы по достройке здания вел Габриэл Айвазовский. Именно тогда появился купол, который и сегодня венчает здание. Безусловно, это очень ценный памятник. Что касается кладбища, площадь его не ограничивалась прихрамовой территорией: первые захоронения здесь также датируются XV, последние – относятся к началу XX века", - говорит историк.
Тем временем старожилы рассказывают, что еще в советский период при строительстве дороги и многоквартирных жилых домов по улице Нахимова обнаруживали средневековые и более поздние захоронения. Попытки застроить непосредственно прихрамовую территорию происходили ещё в 80-х годах прошлого века.
"Это был где-то 1986 год. Также ночью пригнали сюда трактора и раскопали склеп. Гроб разбился. Из него выпала женщина - я так думаю потому, что волосы были длинные. Я все это собрала и тогдашнему заместителю городского главы на стол высыпала. Они тогда быстро приехали и запретили тут строительство. А еще здесь была попытка сделать стоянку, поскольку рядом расположен центральный рынок", - поделилась воспоминаниями местная жительница Людмила Окопная.
Механизм возврата существует
Как уточнили в пресс-службе администрации Феодосии, прихрамовая территория поделена даже не на два, а на целых четыре участка, каждый из которых обрел новых владельцев 13 лет назад. Но механизм по возврату этой земли все же существует и обязательно будет использован.
"Администрация начала подготовку исков о возврате трех участков в муниципалитет. В отношение четвертого, в границах которого строительство началось в октябре, будет применена иная процедура, поскольку на этой земле уже имеются строения. 13 декабря состоится сессия Феодосийского городского совета, в рамках которой депутаты рассмотрят вопрос об отмене сессионного решения от 2006 года о выделении данных земельных участков. После этого иски будут переданы в суд", - пояснила механизм заведующая сектором по вопросам связи с общественностью и СМИ администрации Феодосии Армине Шакарян.
Чтобы ускорить решение вопроса, планируют создать специальную комиссию, в состав которой войдут чиновники, юристы и представители армянской общины. Для последних возвращение этого места – вопрос национальной чести.