Анна Кириенко — для РИА Новости Крым
Развитие курортных территорий, строительство новых объектов и реновация старых, вывод "из тени" частного сектора, большой детский реабилитационный центр в Евпатории и два новых туристических кластера на западном и восточном побережье Крыма. Такие планы для санаторно-курортного сектора озвучил глава республики Сергей Аксенов, выступая 23 октября перед Госсоветом с докладом о направлениях деятельности правительства на предстоящие 5 лет.
Ныне ежегодный рост турпотока в Крым – 10-15%, и по итогам этого года курорты полуострова ждет очередной рекорд посещаемости.
"Прошлогодний максимум, который был максимумом за весь постсоветский период, преодолен, и по состоянию на 25 октября у нас 6 870 тысяч туристов, это на 10% больше, чем на такой же период прошлого года", – эти данные привел министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко.
Проблема, однако, в другом: получив количество, Крым может на перспективу проиграть в качестве. И это уже дело не столько профильного туристического ведомства, сколько муниципалитетов, бизнеса, надзорных органов и самих граждан.
Планы и реальность
А вот с туристическими кластерами все не столь лучезарно.
Когда еще в 2014 году считали госинвестиции для крымского туризма, ориентировались на развитие направлений, способных дать кумулятивный эффект, – на один бюджетный рубль три инвестиционных.
Всего до 2020 года на создание инфраструктуры этих курортных территорий в ФЦП было запланировано 24 млрд рублей. Но пока шли проектно-изыскательские работы, исчез кластер на Ай-Петри, существенно сократились планы по Коктебелю, при этом появился кластер "Гурзуф", а теперь в планах – создать с нуля новые курорты в селе Штормовое за Евпаторией на территории в 500 га и под Феодосией на 100-километровом участке до поселка Приморский.
При последней корректировке ФЦП из 960 млрд рублей на туристические кластеры Крыма полагалось 32,2 миллиарда. Треть из них подлежит освоению в последний год действия программы, которую вновь собираются продлить.
То есть может получиться, что новые набережные, водоводы и канализационно-очистные сооружения будут готовы уже не к 2022 году, а к 2025.
Сколько туристов может принять Крым
По данным ГУП "Вода Крыма", только на водопроводных сетях в год происходит больше 13 тыс. аварий, потери воды достигают 57%. И это при том, что Крым – вододефицитный регион. В пределах курортных зон нет справляющихся с нагрузкой канализационно-очистных сооружений, а глубоководные выпуски, которые на 2-4 км уходят в море, перебиты штормами и якорями.
В начале сентября Сергей Аксенов говорил о низком качестве очистки сточных вод. Чтобы санировать стоки, был введен режим гиперхлорирования.
"Очистные сооружения не ремонтировались, не реконструировались. На сегодняшний день нуждается в реконструкции более 96 КОС, которые расположены по всей территории Республики Крым", – заявил Аксенов телеканалу "Крым 24".
Засоренность территорий и отсутствие "розничной" инфраструктуры – главные объекты критики со стороны туристов. В красивейшем, уникальном по своей природе и ландшафтам Крыму почти не осталось уголков, где не встретились бы груды мусора и отходов.
Данные ГУП "Крымэкоресурсы" говорят о том, что из более 80 тыс. юрлиц, ведущих активную хозяйственную деятельность, договоры на вывоз мусора заключены только с каждым шестым. Остальные либо сбрасывают отходы в контейнеры жилого сектора, либо пользуются услугами частных компаний, которые могут вывезти отходы на официальный полигон, а могут выгрузить в ближайшем лесу.
Дорогие мили, бюджетные гости
На отсутствие благоустройства туристы не обращали внимания в 2014-15 годах. Тогда солировал фактор новизны и патриотизма, многие считали своим долгом приехать и поддержать рублем крымчан в знак солидарности с их выбором.
Тем более цены на отдых в Крыму стали уверенно идти вверх вместе со стоимостью перелета. Если по данным ряда агрегаторов, в июне 2016 года авиабилет Москва — Симферополь стал стоить более 7 тыс. рублей (подорожал в среднем на 12%), а билет Москва – Сочи, напротив, подешевел чуть не на треть и стоил порядка 5,5 тыс. рублей.
"Первые два года туристический спрос был продиктован волной интереса к новому региону РФ, – говорит председатель КРОО "Территория поддержки предпринимательства в индустрии гостеприимства Крыма" Мария Мальгина. – Но, к сожалению, большинство гостей сделали вывод, что в ближайшие 5-6 лет, пока здесь не изменится уровень комфорта и сервиса, за те же деньги им приятнее провести отпуск где-нибудь в другом месте. Тем более что и ценовая политика на авиабилеты подводит к такому решению".
О стоимости авиабилетов как сдерживающем факторе говорили не только в курортном ведомстве регионе. По данным аэропорта "Симферополь", в 2018 году показатель стоимости билета на километр расстояния для полетов в Крым был в два с лишним раза выше, чем по другим направлениям.
Вернуться в "украинские времена"
С началом курсирования поездов ситуация в ценообразовании на авиатранспорт может измениться.
"Сезон прошел удачно, без катаклизмов и происшествий, которые могли бы негативно повлиять на имидж Крыма, – считает руководитель крымского филиала Национальной курортной ассоциации, председатель Общественной палаты Евпатории Сергей Стрельбицкий. — Но у нас последние пять лет каждый сезон отличается от предыдущего, поскольку меняется логистика. Стабильный период начнется с сезона-2020, после которого мы сможем делать срез и изучать, откуда к нам едут, кто и зачем".
Сейчас картина уже похожа на ту. Основа турпотока – бюджетный турист, который почти не оставляет свой денежный след в экономике региона, но добивает его изношенную инфраструктуру.
То же происходит и по отелям.
"В один год в одном из наших отелей мы открыли ресторан авторской кухни, месяц разрабатывали меню. И мы… провалились, – рассказал директор управляющей компании одного из крымских отелей Сергей Щеголев. – На следующий год сделали кафе-столовую с комплексным питанием и получили прибыль".
Туриста с более изысканными запросами та же Ялта потеряла после того, как по ценам сравнялась с Сочи, а инфраструктурно – не доросла. Гости больших отелей с хорошей благоустроенной территорией не готовы к реалиям за ее пределами: засилье торговых палаток, мусор, дым от мангалов, вопли дешевой попсы из ларьков с пластиковыми стульями. Но именно эти туристы дают наибольший рост налоговых поступлений, поскольку выбирают для отдыха официальные средства размещения, а не "теневой" частный сектор.
"Теневые" туристы и скрытые резервы
По данным Минкурортов Крыма, в прибрежных городах количество сдаваемых летом внаем квартир достигает 18 тысяч. Еще около 5 тыс. – частные гостевые дома, где номер стоит дешевле, чем в отеле, поскольку затратная часть ниже.
В итоге, турпоток уходит в "тень". Просто потому что там дешевле.
Судя по отзывам на том же сайте, в первое время туристы ехали за чудом, за природой и видами, не очень замечая сервис. Но сейчас отмечают изношенную инфраструктуру, которая не соответствует стоимости. И больше оставляют жалоб на неблагоустроенный пляж и антисанитарию.
Среди тенденций этого года — рост количества одиноких туристов, которые хотят совместить рабочую поездку с возможностью отдохнуть в выходные. Тому подтверждение – бронирование одним и тем же гостем жилья несколько раз в год. Есть рост спроса на отдельные дома и коттеджи, которые снимают для отдыха большие компании: в пересчете на одного постояльца это выходит дешевле.
Замена морю
Вообще стоит отметить, что сегодня российские регионы, которые раньше не входили в десятку лучших для туризма, вкладываются в свое развитие и готовы побороться за клиента, развивая направления без морских купаний.
В этом году при участии Ростуризма и Русского географического общества был запущен новый маршрут "Золотое кольцо Боспорского царства", объединяющий 12 античных городов по обе стороны Керченского пролива: Херсонес (Севастополь), Неаполь Скифский (Симферополь), Пантикапей (Керчь), Керкинитиду (Евпатория), Феодосию, Горгиппию (Анапа), Фанагорию и Гермонассу (Тамань), Торик (Геленджик), Танаис (Азов) и Бату (Новороссийск), Кремны (Таганрог) и Ампсалиду (Сочи).
За этот год маршрут посетили несколько десятков тысяч туристов. Однако наибольший эффект его появление произвело в информационном пространстве, поскольку актуализировало тему богатого античного наследия на юге России и единой европейской цивилизационной основы Причерноморья.
У Крыма есть все возможности уйти от имиджа региона для пляжного отдыха и стать по-настоящему всесезонным, уникальным местом для туриста с разными предпочтениями. Здесь есть все ресурсы для оздоровительного, военно-патриотического, детского, историко-культурного, спортивного отдыха. Однако властям всех уровней и бизнесу стоит заложиться на долгую кропотливую работу.