Председатель Правительства России Дмитрий Медведев в понедельник подписал распоряжение о создании игорной зоны на территории Крыма. Она будет располагаться в поселке Кацивели на территории площадью 14,6 га.
— Игорная зона в Ялте станет пятой в России и первой в Крыму. Что будет располагаться на этих 14 гектарах?
— Для начала нужно понимать, нужно ли создавать с нуля инфраструктуру или там уже имеется имущественный комплекс. Я так понимаю, идет речь о санатории под названием "Фортуна". В каком он состоянии сейчас, я, к сожалению, не знаю. Но 14 гектаров – это не очень большая площадь для игорной зоны. Скорее всего, речь идет о создании одного или двух казино и зала игровых автоматов.
- Что должно быть в игорной зоне, чтобы туда приезжали люди?
— Нужно понимать, что Крым ждет от игорной зоны. Пара казино – это не точка притяжения для туристов. Если идет речь об игорной зоне как о мега-курорте, хотя бы по аналогу Лас-Вегаса, то это совсем другое. Поэтому в первую очередь надо у руководства региона узнать, какую именно игорную зону они хотят видеть. Будет ли это бюджетообразующий кластер или стоит задача просто поставить галочку, что у нас есть игорная зона, один или два "карманных" оператора, а другим доступ будет закрыт и, соответственно, не будет конкуренции.
- Несколько месяцев назад глава Крыма говорил, что российский инвестор готов вложить 8 млрд рублей. В тот же Азов-сити, уже закрывшийся, было вложено около 50 млрд рублей еще на начальной стадии.
— В каждой игорной зоне, которые уже существуют, анонсировались мегапроекты, в которые собирались инвестировать колоссальные суммы иностранные инвесторы. Однако ни один проект не осуществился. В результате, этим занимались российские компании. 8 млрд это вполне достаточная сумма, чтобы начать подобный бизнес. А как он будет развиваться – зависит от того, какой проект игорной зоны хотят видеть крымчане.
- Как наличие игорной зоны сказывается на экономике региона и по каким правилам этот бизнес работает?
— Существует так называемый спецналог на игорный бизнес, он относится к региональным налогам. То есть казино будет платить налог непосредственно в бюджет Крыма, а не в федеральный бюджет.
Кроме того, есть косвенные налоги: налог на имущество, налог на землю, НДФЛ с игроков, который в несколько раз может превосходить суммы налога на игорный бизнес. Это очень важно для экономики, а сама игорная зона становится точкой притяжения для развития туристической индустрии в Крыму и бюджетообразующим кластером.
- Как вы считаете, сможет ли игорная зона в Крыму стать всесезонной?
— Это зависит исключительно от маркетинговой политики самого казино. То же казино в Сочи ориентируется не только на российских граждан, но и на так называемые джанкет-туры из зарубежных стран: Израиля, Турции, Ирана. Поэтому, если в Крыму будет достаточно опытная и умелая команда маркетологов, то превратить крымскую игорную зону в круглогодичный курорт не будет проблемой.
- Могут ли крымские санкции помешать развитию игорной зоны?
- А как повлияла на экономику Сочи игорная зона в Красной поляне?
— По цифрам я сходу вам не скажу, это вопрос к властям Краснодарского края, но игорная зона в Сочи однозначно стала интересной точкой притяжения. Там сформировался отдельный турпоток, который идет непосредственно в казино.
- Быстро ли такие потоки налаживаются?
— Если я не ошибаюсь, то у сочинского казино был уже миллион посещений вскоре после создания.
- Насколько жестко государство контролирует законность игорного бизнеса?
— Игорный бизнес на сегодня самый зарегулированный вид деятельности. Даже излишне зарегулированный, с очень жесткими требованиями. За любое мошенничество придется поплатиться лицензией. С учетом размера инвестиций в 8 млрд рублей никто не будет рисковать. Так что я уверен, что это будет абсолютно белое, прозрачное предприятие.
- Вы упоминали важность конкуренции для развития игорных зон. В чем именно ее ценность?
— Здесь лучше за пример брать Лас-Вегас, где все время идет соревнование, какое казино лучше, больше, красивее. Вот это и есть конкуренция. Если такой конкуренции не существует, когда рядом не стоит твой конкурент и не развивается более активно, чем ты, то у тебя нет стимула делать что-то лучше.