Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ
25 июля украинские силовики захватили российский танкер Nika Spirit, который прибыл для ремонта в порт Измаил. И главный вопрос в том – кто отдал приказ на захват?
У экспертов и публики в связи с этим делом два вопроса. Первый – кто виноват. Второй – что дальше делать?
А вот кто виноват с украинской стороны? Точнее – был ли отдан приказ о захвате танкера администрацией Зеленского? Или же это решение принимали в обход президента?
Да, у Зеленского были основания для ареста российского судна. По словам украинского политолога Анатолия Октисюка, президент мог захотеть "показать зубки", продемонстрировать, что он не является пророссийским политиком (каковым его считают ряд сил внутри и вне Украины). Продемонстрировать свою субъектность, готовность к жестким шагам. Причем не только украинцам и россиянам – по слухам, в сентябре новый украинский президент приедет на смотрины к американскому визави.
Кроме того, администрация Зеленского явно пыталась найти способ возобновить российско-украинский диалог – новый президент не собирается повторять ошибки старого и ставить на продолжение конфронтации с Россией. Особенно на фоне того, как от этой конфронтации отказывается Запад – и тот же Трамп, к которому на ковер отправляется лидер Украины. Конечно, кто-то мог бы посчитать, что Владимир Зеленский просто пытается возобновить диалог через демонстрацию мускулов (Путин-то, по мнению ряда западных экспертов, понимает только "язык силы") – однако это тоже маловероятно. Ведь те, кто разбираются в поведении российской власти, понимают, как она реагирует на такие вот хамские вызовы. Жестко – и отнюдь не уважительно.
Ответ может быть жестким – но он должен быть при этом абсолютно легальным. Например, можно закрыть для Украины проход через принадлежащий России Керченский пролив и получить обвинения в нарушении законов мореходства – а можно просто устроить «итальянские досмотры» украинских судов, входящих в Азовское море. Погранслужба ФСБ имеет полное право их досматривать, и тратить на это «достаточное» время. Многочасовые простои судов приведут к многомиллионым потерям для украинских портов – и эти потери будут увеличиваться до тех пор, пока Киев осознает реальную цену захвата танкера и не отпустит его. А Зеленский получит два важных урока. Во-первых, что нужно наконец-то выстраивать вертикаль власти. Во-вторых, что попытки демонстрации Москве своих мускулов приведут его лишь к бесславной политической кончине – как уже привели Петра Порошенко.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции