Рейтинг@Mail.ru
Пополнили фонд: зачем Украина захватила российский танкер - РИА Новости Крым, 30.07.2019
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пополнили фонд: зачем Украина захватила российский танкер

© Фото: marinetraffic.comРоссийский танкер NEYMA. Архивное фото
Российский танкер NEYMA. Архивное фото
Читать в
ДзенTelegram

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ

25 июля украинские силовики захватили российский танкер Nika Spirit, который прибыл для ремонта в порт Измаил. И главный вопрос в том – кто отдал приказ на захват?

Украинские пограничники провели учение в Азовском море
Пираты Азовского моря: как Украина захватывала российские корабли
В Киеве уверены, что формальное основание для задержания были. По мнению украинской стороны, именно этот танкер в ноябре 2018 (правда, у него тогда было другое название — Neyma) блокировал проход кораблей военно-морских сил Украины через Керченский пролив. Тех самых кораблей, которые затем вторглись в территориальные воды России и были арестованы вместе с экипажем, который сейчас дожидается приговора в Лефортово. Российских моряков, однако задерживать не стали – тут-то оснований найти не удалось, поскольку данный конкретный экипаж был нанят для перегона судна в ремонтный док. "Во время проведения следственных действий установлено, что экипаж танкера, который находился на борту, не нарушал нормы Морского права и законы Украины, поэтому оснований для его задержания не было", — поясняется в заявлении СБУ. Сами моряки уже находятся на территории России (куда они прибыли через Молдавию), а танкер остался в руках украинской стороны. 

У экспертов и публики в связи с этим делом два вопроса. Первый – кто виноват. Второй – что дальше делать?

Член Совета Федерации РФ Алексей Пушков
"Кому-то нужен новый конфликт": сенатор о задержании СБУ российского танкера
Российская компания-судовладелец должна была понимать последствия вхождения такого танкера в любой украинский порт. Особенно в то время, когда история с арестованными украинскими моряками муссируется на всех уровнях. 

А вот кто виноват с украинской стороны? Точнее – был ли отдан приказ о захвате танкера администрацией Зеленского? Или же это решение принимали в обход президента?

Да, у Зеленского были основания для ареста российского судна. По словам украинского политолога Анатолия Октисюка, президент мог захотеть "показать зубки", продемонстрировать, что он не является пророссийским политиком (каковым его считают ряд сил внутри и вне Украины). Продемонстрировать свою субъектность, готовность к жестким шагам. Причем не только украинцам и россиянам – по слухам, в сентябре новый украинский президент приедет на смотрины к американскому визави. 

Провели обыск, документы изъяли: капитан Nika Spirit рассказал об обыске
"Провели обыск, документы изъяли": капитан российского танкера о задержании
Однако все-таки участие администрации президента Украины в этой авантюре вызывает сомнение. При всех плюсах и выгодах минусов и проблем для Зеленского гораздо больше. Прежде всего, срывается обмен моряков, который новый президент мог бы очень дорого "продать" своему электорату. Судя по заявлениям украинского омбудсмена Людмилы Денисовой, переговоры об обмене шли достаточно успешно. Теперь же, по мнению ряда украинских политиков, ситуация резко усложнится, и пиар-акция "смотрите, я вернул наших моряков домой" оказалась под вопросом. 

Кроме того, администрация Зеленского явно пыталась найти способ возобновить российско-украинский диалог – новый президент не собирается повторять ошибки старого и ставить на продолжение конфронтации с Россией. Особенно на фоне того, как от этой конфронтации отказывается Запад – и тот же Трамп, к которому на ковер отправляется лидер Украины. Конечно, кто-то мог бы посчитать, что Владимир Зеленский просто пытается возобновить диалог через демонстрацию мускулов (Путин-то, по мнению ряда западных экспертов, понимает только "язык силы") – однако это тоже маловероятно. Ведь те, кто разбираются в поведении российской власти, понимают, как она реагирует на такие вот хамские вызовы. Жестко – и отнюдь не уважительно.

Украинский политолог Михаил Погребинский
Киевский эксперт оценил задержание российского танкера в Измаиле
Куда более вероятными заказчиками сего "вызова" являются те силы, которым как раз нужно сорвать как обмен пленными, так и возможное начало диалога между Москвой и Киевом. Например, находящемуся под угрозой посадки Петру Порошенко. Да, Владимир Зеленский уже назначил в СБУ своих людей, однако в службе еще достаточно тех, кто слушает приказы предыдущего президента. Особенно на местном уровне (где, по всей видимости, и принималось решение об аресте судна). Как поясняет один из украинских журналистов на условиях анонимности, "Петру Алексеевичу обмены и возврат наших пленных точно не нужны, это же подрывает его патриотическую риторику". Не исключено, что в принятии решения о благородном пиратском акте поучаствовали и внешние силы – тот же Курт Волкер, который является противником всякой стабилизации отношений между Москвой и Киевом и который по странному совпадению прибыл на Украину аккурат в день захвата. Как известно, позиция Волкера (и тех, кто за ним стоит) по Украине расходится с видением Дональда Трампа – что еще раз доказывает неучастие Зеленского в этом процессе. Негоже в преддверие визита демонстрировать американскому хозяину, что ты выполняешь указание его политических противников. 

Российский танкер NEYMA. Архивное фото
Моряки задержанного в Измаиле танкера вернулись в Москву
Люди, которые стояли за провокацией, надеются на жесткую реакцию России – и, весьма возможно, они ее получат. Да, украинские власти попытались подсластить пилюлю и отпустили моряков — однако танкер все равно захвачен. И Москва должна жестко продемонстрировать, что такие захваты неприемлемы. Что пополнять «материальный обменный фонд» она Киеву не позволит.

Ответ может быть жестким – но он должен быть при этом абсолютно легальным. Например, можно закрыть для Украины проход через принадлежащий России Керченский пролив и получить обвинения в нарушении законов мореходства – а можно просто устроить «итальянские досмотры» украинских судов, входящих в Азовское море. Погранслужба ФСБ имеет полное право их досматривать, и тратить на это «достаточное» время. Многочасовые простои судов приведут к многомиллионым потерям для украинских портов – и эти потери будут увеличиваться до тех пор, пока Киев осознает реальную цену захвата танкера и не отпустит его. А Зеленский получит два важных урока. Во-первых, что нужно наконец-то выстраивать вертикаль власти. Во-вторых, что попытки демонстрации Москве своих мускулов приведут его лишь к бесславной политической кончине – как уже привели Петра Порошенко. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала