Александр Бедрицкий, директор Таврического информационно-аналитического центра
К Порошенко можно относиться как угодно, но необходимо признать, что в вопросах самосохранения он может принимать крайне циничные и изощренные решения. Лучшее тому свидетельство – это нахождение у власти практически полный президентский срок – то, чем не могут похвастать его предшественники в куда-как более стабильные времена.
Нынешняя ситуация во многом напоминает развитие событий весной 2014 года и несет в себе не меньше опасностей. Когда после государственного переворота и.о. президента Александр Турчинов подписал указ №405/2014 от 7 апреля 2014 года о начале антитеррористической операции на востоке Украины, мало кто мог предвидеть, что это приведет к началу кровопролитной гражданской войны. До конца апреля стягивание военной техники, переброска войск и организация блокпостов в Донецкой и Луганских областях воспринимались скорее в качестве неуместных декораций, нежели реальной подготовки к войне, тем более, что 25 мая должны были состояться внеочередные президентские выборы, проводившиеся с нарушением всех возможных положений украинской конституции.
Точно также и сейчас, по меньшей мере, преждевременно утверждать, что из-за введения военного положения, президентские выборы на Украине в марте следующего года не состоятся. Украина уже давно доказала, что ее собственное законодательство "как дышло, куда повернешь, туда и вышло". И перспектива выборов будет определяться не правовыми нормами, а политической конъюнктурой и тем, насколько эффективно Порошенко сможет воспользоваться периодом военного положения для упрочения собственных позиций. И в зависимости от этого объявленное военное положение имеет все шансы перерасти в политическую декларацию или даже существенное ограничение гражданских прав и свобод, и вылиться в очередной виток еще более страшного насилия.
И вот теперь, в результате провокации неподалеку от Керченского пролива, наконец, произошло прямое столкновение кораблей ВМСУ и российских пограничников. Исход нарушения границы был легко предсказуем, подробности инцидента хорошо описаны самыми разными источниками и не требуют дополнительного рассмотрения. В данном случае важно то, что Украина немедленно воспользовалась этим случаем для объявления военного положения. Можно сказать, что Украина наконец получила casus belli (повод к войне), которого так долго искала и не могла найти в отношениях с Россией.
При этом потенциальные выгодополучатели от нового расклада – Порошенко, получающий дополнительный шанс выправить свое положение внутри страны, и Запад, стремящийся изолировать Россию, мало заботятся о будущем украинской государственности даже в нынешних границах. Вовсе не случайно, что незадолго до инцидента, 19 ноября, представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Федерика Могерини сделала целый ряд заявлений, включая утверждение о том, что Черное море является европейским, Крымский мост нарушает суверенитет и территориальную целостность Украины, а жесткий пограничный и таможенный контроль и "милитаризация" Азовского моря со стороны России могут дестабилизировать ситуацию во всем черноморском регионе.
Вот только согласится ли Россия обсуждать этот вопрос на таких условиях? И не последуют ли за этим события, позволяющие провести еще больше параллелей с весной 2014 года?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции