Алексей Вакуленко, корреспондент регионального подразделения МИА "Россия сегодня" в Симферополе
Владимир Ленин считал его "первейшим и лучшим дипломатом и политиком", Лев Троцкий называл другом и революционером. Сам он видел смысл жизни "в работе и борьбе за благо человечества" и отдавал его воплощению все свои силы.
В конце революционного 1917 года уроженец Симферополя Адольф Иоффе возглавил мирную делегацию советского правительства на переговорах в Брест-Литовске, первый раунд которых стал дебютом РСФСР на международной арене, а сами они завершились выходом советской России из Первой мировой войны. Чуть позже, уступив председательство Троцкому, как рядовой делегат поддержал предложенный принцип "ни мира, ни войны". Затем возглавлял советские делегации на переговорах с Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей, по итогам которых были подписаны мирные договоры. В 1922 году в составе советской делегации участвовал в Генуэзской конференции. Был полпредом РСФСР в Китае, Японии и Австрии.
Рожденный в богатой купеческой семье, Иоффе предпочел размеренной жизни профессионального врача пламенное служение идеалам революции.
"Зачем тебе эта революция?"
Юный Адольф окончил Симферопольскую мужскую казенную гимназию, после чего отправился за границу, где в Берлинском университете учился на врача, а в Цюрихском — на юриста. В Европе крымчанин примкнул к меньшевистскому крылу Российской социал-демократической рабочей партии. По поручению ЦК партии в 1904 году прибыл в Баку с грузом нелегальной партийной литературы проповедовать социализм. Однако вскоре, стремясь избежать ареста в Закавказье, с тем же заданием отправился в Москву.
В 1905 год Иоффе участвовал в революционных событиях в разных регионах России, в том числе в Крыму. На малой родине он помог переправиться за границу социал-демократу Константину Фельдману, активному участнику восстания на броненосце "Потемкин", бежавшему из севастопольской тюрьмы. "Это было не так просто, если учесть, что Ялта была летней резиденцией императорской семьи, и по всей набережной стояли чинные городовые в белых перчатках, — пишет в своих воспоминаниях дочь Иоффе Надежда. — Перевезти беглеца предполагалось как-нибудь незаметно — поздно вечером или рано утром. Адольф Абрамович сделал это открыто, среди бела дня, на глазах у десятков людей. Он взял один из экипажей, принадлежащих его отцу (ему, конечно, не отказали, зная, что он сын всесильного хозяина), посадил туда одетого в хороший костюм Фельдмана, рядом посадил мою мать, и так в хорошем экипаже, рядом с красивой нарядной женщиной, беглец проехал по всей набережной и благополучно сел на пароход".
"Вовремя уйти из жизни"
С 1922 года Адольф Абрамович был чрезвычайным послом в Китае и Японии, а в январе 1923 года вместе с основателем Китайской национальной партии (Гоминьдан) Сунь Ятсеном опубликовал известную "Декларацию Сунь Ятсена и Иоффе", содействовавшая началу сотрудничества Гоминьдана и Коммунистической партии Китая. Находясь в Японии, в 1923 году заболел полиневритом (множественным воспалением нервов), из-за чего был вынужден вернуться в Москву. Затем лечился в Австрии, где позже стал полпредом молодого советского государства. В 1925-1927 годах занимал пост заместителя председателя Главконцесскома СССР, который возглавлял Лев Троцкий.