Александр Бедрицкий, директор Таврического информационно-аналитического центра
Во-первых, на сегодняшний день значительное количество стран обладают не только технологиями производства, но и ракетами того класса, который запрещен для России и США. В их числе Китай, Израиль (придерживающийся тактики "не отрицать, не подтверждать"), Индия, Пакистан, Иран и Северная Корея.
Во-вторых, радикальная трансформация структуры европейской безопасности после окончания "холодной войны", а по сути, вытеснение России из Европы и из постсоветского пространства несет в себе не только политические, но и ощутимые военные риски, которые вполне могут сравниваться с угрозой размещения американских ракет в Европе в конце 80-х годов прошлого века, а где-то и превышать ее.
Если же к этому добавить выход Соединенных Штатов в 2002 году из краеугольного для всей системы контроля над стратегическими вооружениями договора по ПРО, и развертывания в европейских странах "позиционных районов", как поначалу говорилось для защиты от иранской угрозы, то несложно сделать вывод, что США исходили из стремления закрепить одностороннее военно-политическое господство, а при определенных условиях и реализовать его.
В 2013 году в газете "Washington Times" прозвучало обвинение России в нарушении ДРСМД связи с испытанием прототипа новой российской МБР РС-26 "Рубеж" с дальностью в 6000 км, что превышает ограничения договора. Почему прозвучало это обвинение, становится понятным если назвать другое наименование комплекса – "Авангард". Это именно та ракета, оснащенная гиперзвуковым планирующим крылатым блоком для прорыва перспективных систем ПРО, о которой говорил В. Путин в послании Федеральному собранию.
С 2016 году американцы уже сосредоточились на ракете 9М729, якобы введенной в состав модернизированного комплекса "Искандер" и якобы обладающей дальностью от 500 до 5000 км, т.е. как раз попадающей в диапазон ДРСМД. Однако никаких реальных доказательств тому представлено не было.
И вот на этом фоне звучат громкие заявления американского президента Трампа о предстоящем выходе США из ДРСМД в ответ на "его многолетнее нарушение со стороны России". При этом заявления Дж. Болтона — советника по национальной безопасности американского президента — также не отличаются последовательностью. Сначала он "твердо заявляет", что Россия нарушает ДРСМД и Вашингтон не будет терпеть такое положение дел, не имея возможности для ответа, затем утверждает, что риторика по поводу возможного выхода США из договора "сильно перегрета", и наконец говорит о необходимости заключения нового договора в многостороннем формате, к которому должен подключиться Китай.
Д. Трамп в своем стремлении "сделать Америку великой снова" очень часто действует как слон в посудной лавке, начисто разрушая наработки своих предшественников. И тем самым подрывает основы американского влияния. Но если заметные трения США даже со своими ближайшими союзниками мало затрагивают безопасность России, то договорная база в сфере контроля над вооружениями, без всякого преувеличения, действует в интересах всех стран мира. Совершенно очевидно, что в условиях постепенной деконструкции институтов международной безопасности, созданных в предыдущий период, было бы наивно говорить о возможности заключения принципиально новых договоров о разоружении или сокращении вооружений. Тем более, когда одна из сторон нацелена только на защиту собственных интересов и совершенно не готова прислушиваться к позиции других. Максимум на что можно рассчитывать сейчас, это на консервацию пока действующих договоренностей, которые будут использоваться в качестве "точек роста" в будущем. Однако действия нынешнего американского президента оставляют на это мало шансов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции