Рейтинг@Mail.ru
"Крепость Крым" и Трамп в посудной лавке: новая гонка вооружений - РИА Новости Крым, 24.10.2018
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Крепость Крым" и Трамп в посудной лавке: новая гонка вооружений

Читать в
ДзенTelegram

Александр Бедрицкий, директор Таврического информационно-аналитического центра

Президент США Дональд Трамп на саммите НАТО в Брюсселе
Жирный пузырь, который взорвется: Трамп назвал главную угрозу Америке
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) стал последним в серии разоруженческих договоров между Советским Союзом и Соединенными Штатами и был подписан в 1988 году. В соответствии с ним две сверхдержавы ликвидировали все баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с дальностью действия от 500 до 5000 км. На тот период это было безусловным достижением, делающим мир более безопасным и предсказуемым. Размещение в Европе американских "Першингов" и крылатых ракет BGM-109Gс минимальным подлетным временем не только повышало угрозу для Советского Союза, но и увеличивало риск ошибочного реагирования на ракетное нападение. Для США договор также сослужил хорошую службу после распада Советского Союза, значительно сократив работу по денуклеаризации постсоветских республик – Украины, Казахстана и Белоруссии – настоящей головной боли американских политиков. 

Дивизион С-400 в Севастополе
Американская авиаразведка у берегов Крыма – под присмотром С-400
Однако со временем несоответствие договора новым реалиям стало вызывать растущее недовольство разных сторон и в силу разных причин.

Во-первых, на сегодняшний день значительное количество стран обладают не только технологиями производства, но и ракетами того класса, который запрещен для России и США. В их числе Китай, Израиль (придерживающийся тактики "не отрицать, не подтверждать"), Индия, Пакистан, Иран и Северная Корея. 

Во-вторых, радикальная трансформация структуры европейской безопасности после окончания "холодной войны", а по сути, вытеснение России из Европы и из постсоветского пространства несет в себе не только политические, но и ощутимые военные риски, которые вполне могут сравниваться с угрозой размещения американских ракет в Европе в конце 80-х годов прошлого века, а где-то и превышать ее.

Президент США Дональд Трамп. Архивное фото
Вашингтон заявил, что США отстали от России в создании космических войск
В этот же период активно развивалась американская программа "Иджис" (Эгида) в рамках которых США создавали ударную корабельную группировку, способную одновременно обеспечивать противоракетную оборону на театре военных действий и наносить удары по территории противника крылатыми ракетами. То есть создавать стратегическую угрозу конвенциональными силами.

Если же к этому добавить выход Соединенных Штатов в 2002 году из краеугольного для всей системы контроля над стратегическими вооружениями договора по ПРО, и развертывания в европейских странах "позиционных районов", как поначалу говорилось для защиты от иранской угрозы, то несложно сделать вывод, что США исходили из стремления закрепить одностороннее военно-политическое господство, а при определенных условиях и реализовать его.

Американский флаг
Пять лет на перевоспитание: что США сделают с Донбассом
Естественно, это создавало высокие риски для России, и она была вынуждена искать способы для их парирования. В том числе, с 2005 года велись разговоры и о возможности выхода из договора РСМД. Так в 2007 году начальник российского Генштаба Ю. Балуевский в качестве обоснования этого шага приводил аргументы, схожие с вышеперечисленными, а министр обороны С. Иванов в ходе Мюнхенской конференции по безопасности назвал этот договор "реликтом холодной войны". И тем не менее, никаких конкретных шагов за этими заявлениями не последовало – российское руководство, взвесив все последствия, предпочло оставить договор в силе. После этого наступила пора американцев.

В 2013 году в газете "Washington Times" прозвучало обвинение России в нарушении ДРСМД связи с испытанием прототипа новой российской МБР РС-26 "Рубеж" с дальностью в 6000 км, что превышает ограничения договора. Почему прозвучало это обвинение, становится понятным если назвать другое наименование комплекса – "Авангард". Это именно та ракета, оснащенная гиперзвуковым планирующим крылатым блоком для прорыва перспективных систем ПРО, о которой говорил В. Путин в послании Федеральному собранию.

Зенитно-ракетный комплекс С-300
Делегации из США и Израиля тайно проверили возможности С-300 на Украине - СМИ
Американские претензии к России о нарушении договора активизировались на волне антироссийской истерии после событий "Крымской весны". В ноябре 2014 года командующий силами НАТО генерал Ф. Бридлав, заявляя о растущей "милитаризации Крыма", упоминал о размещении там крылатых ракет, которые "могут повлиять на региональный баланс сил". В это же время члены комитета вооруженных сил американского сената утверждали, что размещение комплекса "Искандер" в Крыму будет прямым нарушением ДРСМД и создаст потенциальные угрозы Европе. Подобные несогласованные и голословные (противокорабельные крылатые ракеты наземного базирования, равно как и комплексы "Искандер" не подпадают под действие договора) утверждения свидетельствовали лишь о явном недовольстве от строительства "крепости Крым".

С 2016 году американцы уже сосредоточились на ракете 9М729, якобы введенной в состав модернизированного комплекса "Искандер" и якобы обладающей дальностью от 500 до 5000 км, т.е. как раз попадающей в диапазон ДРСМД. Однако никаких реальных доказательств тому представлено не было.

Солдаты спецназа США (зеленые береты). Архивное фото
В США надумали производить российское оружие - СМИ
Простое перечисление направлений американской критики демонстрирует, что речь идет не о реальной заботе о сохранении договора, а о явном недовольстве усилением России, укреплении Крыма и развитии новых перспективных средств вооружений, не подпадающих под ограничения прежних договоров. При этом у самих американцев на объектах ПРО в Европе существует техническая возможность замены противоракет на ударные крылатые ракеты в нарушение договора, о чем неоднократно напоминала российская сторона.

И вот на этом фоне звучат громкие заявления американского президента Трампа о предстоящем выходе США из ДРСМД в ответ на "его многолетнее нарушение со стороны России". При этом заявления Дж. Болтона — советника по национальной безопасности американского президента — также не отличаются последовательностью. Сначала он "твердо заявляет", что Россия нарушает ДРСМД и Вашингтон не будет терпеть такое положение дел, не имея возможности для ответа, затем утверждает, что риторика по поводу возможного выхода США из договора "сильно перегрета", и наконец говорит о необходимости заключения нового договора в многостороннем формате, к которому должен подключиться Китай.

Вид на Севастополь
Зачастил: американский беспилотник снова кружил возле Крыма
В результате США, похоже в очередной раз, противопоставляют себя всему миру. И это не фигура речи. Больше всего складывающаяся ситуация угрожает Европе, которая из-за текущей американской политики и ее военных объектов на своей территории может стать потенциальной мишенью для российских ракет. То, что это обстоятельство хорошо осознается в Европе, не вызывает сомнения. Достаточно упомянуть лишь позицию немецкого правительства, согласно которой действующий договор "в особой мере служит европейским интересам". Китай же прямо расценивает действия США как шантаж и не готов с ним мириться.

Д. Трамп в своем стремлении "сделать Америку великой снова" очень часто действует как слон в посудной лавке, начисто разрушая наработки своих предшественников. И тем самым подрывает основы американского влияния. Но если заметные трения США даже со своими ближайшими союзниками мало затрагивают безопасность России, то договорная база в сфере контроля над вооружениями, без всякого преувеличения, действует в интересах всех стран мира. Совершенно очевидно, что в условиях постепенной деконструкции институтов международной безопасности, созданных в предыдущий период, было бы наивно говорить о возможности заключения принципиально новых договоров о разоружении или сокращении вооружений. Тем более, когда одна из сторон нацелена только на защиту собственных интересов и совершенно не готова прислушиваться к позиции других. Максимум на что можно рассчитывать сейчас, это на консервацию пока действующих договоренностей, которые будут использоваться в качестве "точек роста" в будущем. Однако действия нынешнего американского президента оставляют на это мало шансов. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала